Опера Евгений Онегин создан в 1960-тые годы.
Верхние ноты: Апельсин, Бергамот, Ваниль, Анис и Орегано;
средние ноты: Жасмин, Роза, Ирис, Кориандр, Табак, Кожа и Гвоздика (пряность);
базовые ноты: Пачули, Сандал, Бензоин, Амбра и Дубовый мох.
Виктория Власова (Фрагрантика):
В прейскуранте ТЭЖЭ за 1938 год про пудру "Евгений Онегин" особо отмечено, что она – к пушкинскому юбилею. В подобном каталоге за 1934 год ее нет, а пушкинский юбилей, случившийся в этот промежуток – столетие со дня смерти поэта, приходившееся на 1937 год. Ну так себе повод для праздника. Тем не менее в Советском Союзе эту дату широко отмечали: ставили памятники Пушкину, переиздавали его произведения, публиковали посвященные ему исследования литературоведов и историков, проводили выставки и другие мероприятия как в СССР, так и за рубежом. Новая заря в те времена чутко реагировала на все веяния времени и не осталась в стороне – духи "Сказку о рыбаке и золотой рыбке" и "Руслан и Людмила" были выпущены именно тогда.
Одна моя знакомая пожилая дама рассказывала, что в свое время ее дедушка – холеный импозантный мужчина – после бритья пользовался пудрой "Евгений Онегин" (подобное применение пудры было довольно распространено, и его даже рекомендовал в своих брошюрах Р.Фридман: квасцы, входившие в состав некоторых пудр, останавливают кровотечения при порезах). Но не сохранилось никакой информации, кто в действительности был целевой аудиторией этой пудры. Она выпускалась в оттенке "рашель" – прозрачно-телесном со слегка желтоватым подтоном, с минимальным тонирующим эффектом, т.е. одинаково подходила и женщинам, и мужчинам.
Коробочка пудры "Евгений Онегин" была украшена иллюстрацией к пушкинскому роману, созданной в 1909 году художником Д.Н. Кардовским. Правда, для пудры рисунок раскрасили и "подсократили" – оригинал был черно-белым и изображал... Владимира Ленского, отставившего в сторону ящик с дуэльными пистолетами и склонившегося в раздумье над своим последним стихотворением. На коробочке кроме надписи "Евгений Онегин" есть еще фраза "Моей весны златые дни...", так что не остается никаких сомнений: перед нами Ленский.
Скорее всего, назвав свой продукт "Евгением Онегиным" на Новой заре имели в виду не Онегина как персонажа, а весь роман в целом. К тому же далеко не все покупатели этой пудры способны были определить, кто там на картинке – иллюстраций к "Онегину" за сто с лишним лет было нарисовано множество. Тем не менее, после войны упаковка пудры "Евгений Онегин" радикально изменилась: она стала темно-синей с золотым орнаментом. Ничего специфически-пушкинского в ней не осталось – зато и сомнительный портрет исчез.
Духи "Евгений Онегин" появились позднее пудры, но сложно сказать, когда именно это произошло. В 1949 году в журнале "Крокодил" был опубликован фельетон "Стихи и духи", в котором высмеивалось письмо некоего тов. Дильмана из ВНИИСНДВ (Всесоюзного Научно-исследовательского института синтетических и натуральных душистых веществ), разосланное вместе с образцами новых духов ряду лиц с целью получения отзывов общественности.
Речь в письме шла о четырех ароматах, разработанных Институтом в честь 150-летия со дня рождения Пушкина и, насколько позволяет судить письмо, на тот момент не запущенных в производство. Духи еще не имели названий, только номера, но указано, какому произведению Пушкина посвящен каждый номер – это были стихотворения K*** ("Я помню чудное мгновенье") и "У Лукоморья дуб зеленый", неоконченная поэма "Русалка" и роман "Евгений Онегин". Несмотря на насмешки "Крокодила" (редакции которой образцы ароматов не перепали), духи "Русалка" и "Я помню чудное мгновенье" все-таки были выпущены и попали к покупателям. Их можно увидеть в большом парфюмерном каталоге 1953 года, а "Русалку" еще и в каталоге "Товары-почтой 1962". А вот "У Лукоморья" и "Евгений Онегин" больше нигде не упоминались, из чего вполне можно сделать вывод, что их выпуск в 1949 году не состоялся – может, их образцы меньше понравились фокус-группе, или по какой-то иной причине.
Установлению даты выхода духов "Евгений Онегин" мешает и редкость сохранившихся экземпляров. Флаконы, которые я встречала, подписаны 1966 и 1967 годами – это единственные даты, про которые можно утверждать наверняка. Правда, эта невероятная редкость флаконов позволяет предположить, что выпуск "Евгения Онегина" продолжался очень недолгое время – меньше 10 лет, и весь уместился в 1960-е.
При этом никакого пушкинского или онегинского юбилея на 1960-е не выпадало: первая журнальная публикация "Онегина" была в 1825 году, отдельным изданием роман вышел в 1833 году, оперу Чайковский написал в 1877-1878 годах, тогда же прошла и ее премьера. Правда, в 1958 году была снята советская экранизация оперы с Ариадной Шенгелая и Вадимом Медведевым в роли Татьяны и Онегина (поют Г.Вишневская и Е.Кибкало). Может быть, именно кинофильмом вдохновлялись на Новой заре, тем более что полное название духов – "Опера "Евгений Онегин".
Фильм не мог пройти незамеченным у публики, учитывая что за роль в нем А.Шенгелая была награждена первой премией на Московском кинофестивале 1959 года и главным призом Всесоюзного кинофестиваля в Киеве в том же году.
Не исключено также, что духи "Евгений Онегин" были выпущены по заказу Большого театра и предшествовали "балетной" серии ароматов (я писала о духах "Фадетта" из этой серии в статье "Балет в советской парфюмерии", ч.2). В пользу этой версии говорит эмблема Большого театра на обратной стороне коробки "Онегина", в точности такое же, как на этикетках "балетной" серии.
Оформление у духов "Евгений Онегин" довольно сдержанное, но не сказать чтоб очень простое. Фронтальную сторону коробки украшает силуэт стройного мужчины с тростью и цилиндром в руках. По стилю эта картинка очень напоминает работы художника-силуэтиста В.В.Гельмерсена. Цикл иллюстраций к "Евгению Онегину" создавался Гельмерсеном на протяжении очень долгого времени и при очень разных жизненных обстоятельствах – по свидетельствам современников, Гельмерсен работал над ними даже в заключении: в 1931-м художник был осужден по делу «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России» на 10 лет лагерей.
При жизни Гельмерсена его работы из онегинского цикла неоднократно участвовали в выставках и были хорошо известны специалистам, но публикация "Онегина" с силуэтными иллюстрациями все никак не складывалась. Силуэты Гельмерсена выставлялись на Всесоюзной Пушкинской выставке, организованной в рамках празднования 100-летия со дня смерти поэта – печально, что в том же 1937-м приговор Гельмерсену был заменен на расстрел.
В последние годы жизни художник щедро раздаривал свои работы знакомым и солагерникам, поэтому наследие Гельмерсена оказалось сильно распылено, но довольно большое собрание – 102 силуэта – было сохранено Н.О. Лернером и передано тогдашнему директору Литературного музея В.Д. Бонч-Бруевичу. Впоследствие что-то из этой коллекции было утеряно, что-то перепутано; первое издание "Онегина" с силуэтами состоялось только в 1993 году, и в нем был использован далеко не весь корпус работ Гельмерсена.
Я не могу утверждать, что на коробку духов "Евгений Онегин" помещена одна из иллюстраций Гельмерсена, так как не имела возможности увидеть все силуэты онегинского цикла – однако стиль определенно его. А если эта картинка и не воспроизводит работу Гельмерсена, то по крайней мере является тайной данью уважения художнику, реабилитированному только в 1989 году.
Могли ли духи "Евгений Онегин", выпускавшиеся Новой зарей в 1960-х, быть той самой разработкой ВНИИСНДВ, описанной в фельетоне "Крокодила" и до поры до времени отложенной на полку? Запросто. Кстати, тов. Дильман – упомянутый в фельетоне автор сопроводительного письма, которого автор-крокодилец все время называет "он" – это ни много ни мало первый директор ВНИИСНДВ Татьяна Александровна Дильман, советский химик, автор нескольких изобретений в области синтеза душистых веществ, и как раз в год выхода фельетона она получила Сталинскую премию за разработку и успешное внедрение новых технологий.
В письме, сопровождавшем парфюмерные образцы, Т.А. Дильман написала: "Духи №4 соединяют в себе запахи типичных мужских духов шипра и гвоздики, по замыслу передают образ Евгения Онегина". Похож ли аромат духов "Опера "Евгений Онегин" из моей коллекции на это описание? Вполне. Это очень элегантный кожаный шипр, изрядно приправленный гвоздикой-специей. Он очень напоминает духи "Подарочные", однако слаще и прянее их – как будто позаимствовал что-то у духов "Красный мак", но в меру, с оглядкой на дендизм персонажа, выведенного в названии. Такой аромат мог быть создан как в конце 1940-х, так и в конце 1960-х – в "Онегине" нет ничего, что бы привязывало его только к одному из этих десятилетий, и ничто не мешает ему быть той самой разработкой ВНИИСНДВ.
"Евгений Онегин" – очень красивый аромат, но, в общем-то, понятно, почему его довольно быстро сняли с производства: для любителей пряных шипров существовал "Рижанин", аудитория кожаных шипров покрывалась "Подарочными", а пикантную гвоздику можно было найти в духах и одеколоне "Гвоздика". Конечно, "Онегин" отличается от каждого из них, но, как показывает история парфюмерии, на тонких отличительных нюансах далеко не уедешь, если ниша занята. Тем не менее, замечательно, что в свое время духи "Евгений Онегин" были выпущены – и по куда более радостному поводу, чем, например, одноименная пудра.
Ссылки:
Confirm Delete
Manage Comments