Это царь цветов. До такой степени, что в Грассе говорили не "жасмин", а "цветок". На языке цветов белый жасмин означает "ваш первый поцелуй взволновал меня". Рассказывают, что у герцога Тосканского, единственного в свое время обладателя этого цветка, оберегавшего от кого бы то ни было секрет его выращивания, работал садовник, влюбленный в прелестную девушку. Он похитил благоухающее великолепие и преподнес его возлюбленной. С той поры тосканские девушки в день свадьбы украшают себя жасмином.
Жасмин произрастал первоначально в Индии и оазисах Аравии, где встречается более ста видов этих ароматных цветов. В Прованс он попал в 60-е годы XVI столетия, благодаря испанским мореплавателям. В XIX веке разведение жасмина и добыча из него ароматического вещества для производства духов стали решающим фактором развития грасской парфюмерной промышленности. Сегодня жасмин выращивают уже в Италии, Марокко, Алжире и Египте. Для создания духов используют только те цветы, которые собирают по отдельности. Происходит это на рассвете, в тот самый момент, когда встает солнце. Чтобы получить килограмм жасмина, нужно собрать примерно десять тысяч цветков, а чтобы получить полтора килограмма эфирного масла - тонну. Одна сборщица в состоянии собрать только три килограмма цветков за утро. Понятно, почему килограмм знаменитого грасского жасминового масла дороже килограмма золота! К тому же жасмин необходимо переработать в первый час после сбора, не то теряются его ценные качества.
В состав цветов жасмина входит жасмон, который в соединении с индолом дает пьянящий и одновременно стойкий и терпкий аромат.
Жасмин — вечнозеленое растение семейства Маслиновые. Обычно встречается в виде кустов с большим количеством белых, желтых или красноватых цветков. Учеными доказано, что аромат жасмина способствует работе головного мозга.
Запах жасмина многим может показаться очень резким, но в парфюмерии используется более мягкий и приятный экстракт жасмина, который приятно играет и переливается в парфюмерной композиции. Этот запах можно охарактеризовать как тонкий, нежный, свежий, слегка горьковатый и терпкий. На базе жасмина можно встретить множество восточных пьяняще-пряных ароматов.
Роже Дав говорил, что ароматы, построенные вокруг жасмина, настолько магически действуют на мужчин, что даже самые стойкие из них мгновенно теряют голову от пульсирующей мысли о сексе )
"Жасмин - Дар Богов." By: Serguey Borisov
"Флорентийская Pitti Fragranze притягивает всех, кто имеет отношение к парфюмерии: парфюмеров и дистрибьюторов, поставщиков аромаматериалов и флаконов, ритейлеров и покупателей. Десятая юбилейная выставка акцентировала особое внимание на прекрасных природных ингредиентах: великолепная инсталляция «В каждом флаконе целый мир!» с куратором Чендлером Буром и спонсором IFF, состояла из 20 флаконов с лучшими абсолютами мира из разных стран (жасмин из Египта, роза из Болгарии, венесуэльские бобы тонка, испанский бессмертник и т.д.) и фотографий с запечатленными на них крестьянами, вырастившими и собравшими растительное сырье.
На выставке был стенд Laboratorie Monique Remy (в составе IFF), где можно было попробовать великолепные и уникальные по качеству абсолюты и продукты их молекулярной дистилляции – интервью с Бертраном де Превиллем последует позже. И я был счастлив встрече с Пьером Бенаром, парфюмером уважаемой грасской компании Payan Bertrand, поскольку мы заранее договорились об интервью на тему жасмина в парфюмерии.
История PAYAN BERTRAND
Начиная с 1854 года, Payan Bertrand исследует природные тайны, чтобы забрать у неё секреты природных ингредиентов для великолепных ароматов парфюмерии. Сначала компания занималась обработкой местного сырья (жасмин, роза, листья фиалки, мимоза), а затем расширила свой опыт на импортное сырье (пачули. Бобы тонка, амбретта, стиракс, бензоин и т.д.) Компания постоянно улучшала свои производственные возможности: после дистилляции она сфокусировалась на анфлераже и извлечении абсолютов с помощью жидких растворителей в 20-х годах. Затем компанией были разработаны технологии фракционной дистилляции в 50-х и недавно – молекулярная дистилляция.
Этот опыт позволил Payan Bertrand выпустить известные продукты типа Flouve (папоротниковое масло и абсолют) или пирогенные масла стиракса или олибана, а также хорошо известные абсолюты бузины, османтуса и ракитника. В 2004 году, к 150-летию компании, в Грассе была открыта вторая фабрика, площадью 1000 м2, специализирующаяся на парфюмерных базах и ингредиентах. Приобретение в 2006 году компании General Aromatics позволило сделать важный шаг в своем развитии.
В историческом здании компании сегодня полностью сосредоточено производство натуральных ингредиентов, на инновацию которого нацелен инвестиционный план Payan Bertrand.
Сергей Борисов: Добрый день, Пьер! Мне приятно снова встретить вас на Pitti Fragranze. Я хотел бы, чтобы вы рассказали мне историю жасмина глазами грасского парфюмера.
Пьер Бенар: Жасмин, вьющийся кустарник с белыми ароматными цветами, вероятно, был привезен из Непала и северо-восточной Индии в Северную Африку и Испанию маврами, как предполагает его нынешнее название (от арабского “Jasmyn”, которое произошло от персидского слова “Yasameen”, означавшего “Дар Бога”). На юг Франции жасмин попал стараниями испанских моряков в 1560 году, а в Грассе он появился в XVII веке. К концу XVII века в Грассе было 15 гектаров жасмина. Однако на открытом грунте жасмин в Грассе стали выращивать в 1860 году. Более полутора веков Грасс имел монополию на выращивание жасмина и производство ароматных веществ.
Он с самого начала занимал привилегированное место в регионе: плантации тянулись от Ванса (Alpes- Maritimes) до Сейяна (Var), именно тогда жасмин в Грассе просто называли – «цветок». Затем эти площади постоянно уменьшались. В 1925 году Грасс произвел 1000 тонн цветов, в 1931 из-за экономического кризиса – 700 тонн, в 1965 году лишь 300 тонн и в 1980 – 200 тонн. Сегодня лишь несколько тонн цветов жасмина собирается и обрабатывается в Грассе – основными производителями стали Италия, Алжир, Марокко, Турция, Индия и Египет (где сейчас сосредоточено 2/3 мирового производства жасмина).
Такое положение дел обусловлено как экономическим кризисом 70-х, так и низкой себестоимостью рабочей силы в этих странах. Французская Ривьера больше ориентируется на туризм, чем на сельское хозяйство. Однако грасский жасмин с его непревзойденным качеством (на что влияют особенности микроклимата, почвы, и самих растений – в Грассе используют привитые жасминовые кусты), позволяет поддерживать небольшое производство. Мелкие хозяйства объединяются, чтобы выжить и продолжать историческое производство жасмина. Я страстный поклонник и сторонник ассоциации «Fleurs d’Exception du Pays de Grasse», которая старается поддержать сияние нашей звезды, жасмина.
Сергей Борисов: Я слышал, что аромат жасмина зависит от вида и географии произрастания. В чем же разница?
Пьер Бенар: Жасмин – один из видов рода Жасминовые, принадлежащий к семейству Маслиновых, вместе с оливковым деревом, османтусом и сиренью. Существует 160 видов Жасминовых, которые культивируют как украшение садов. Для парфюмеров Грасса имеют значение два вида: Jasminum grandiflorum L. – жасмин с крупными цветками, почти эксклюзивно используемый в Грассе. Jasminum vulgare, или Jasmine officinale – жасмин с мелкими цветками, используется в Грассе как основа, на которую прививают первый вид, так как он более морозоустойчив.
Технический анализ испускаемого аромата в течение цикла жизни цветка помогает понять характеристики жасмина из разных регионов. Грасский жасмин характеризуется соотношением бензил бензоата и изофитола в абсолюте. Он отличается от абсолюта жасмина из жарких стран также низким содержанием индола, бензил ацетата и более высоким уровнем жасминоидов (метил жасмоната, похожего на Гедион и жасминового лактона, придающего мягкий характер). Исключительный аромат грасского абсолюта жасмина, более фруктовый и менее животный, делает его уникальным продуктом, который невозможно заменить.
Существуют коммерческие материалы из Жасмина Самбак, или арабского жасмина, представленного Герцогу Тосканскому в 1690 году. Его аромат более зеленый, индольный с апельсиновым оттенком. Другие интересные виды жасмина: Jasminum Odoratissimum, желтый жасмин с Канaрских островов, у него аромат имеет оттенки нарцисса и флердоранжа. Jasminum Azoricum, жасмин Азорских островов или Мадейры, со свежим и зеленым ароматом, похожим на Жасмин Самбак, с оттенками чая и липового цвета. Jasminum Auriculum, произрастающий в Индии, очень индольный и без бензил ацетата. Индийцы называют его Могра или Мотья.
У жасмина очень много имен: Пикаке на Гаваях, Мелати Пути в Индонезии, Сампагита на Филиппинах, Чамбели или Ясмин в Пакистане (в трех последних странах жасмин является национальным цветком).
Как мы видим – сначала разница в аромате зависит от биологических причин (разные виды), и затем – от географии произрастания. Есть и не-жасминовые виды с похожим запахом: Trachelospermum Jasminoides, Jasmine Chile (Mandevilla Laxa), ночной Cestrum Nocturnum, гардения Gardenia Jasminoides или Gelsenium Sempervirens ...
Сергей Борисов: Расскажите об истории технологии получения ароматных материалов из цветов жасмина?
Пьер Бенар: Старейшая технология может звучать странно, но впервые эссенцию жасмина получали с помощью сахарной пудры с добавлением амбры и цивета. Затем эту помаду смешивали со виноградным спиртом, получая жасминовую воду. Эфирного масла жасмина не существует. Хрупкие цветы не выносят традиционных методов вроде мацерации и дистилляции. Холодный анфлераж с животными жирами дает наиболее верный аромат цветов. Этот классический метод дает лучшие результаты как качественно, так и количественно. Однако сложность процесса анфлеража и малый выход продукта объясняют, почему этот процесс не используют с 40-х годов.
Сейчас используют экстракцию с помощью жидких растворителей – из тонны цветов мы получаем 2,5 кг конкрета, в котором примерно 1 кг цветочных восков. Итого – 1,5 кг абсолюта из тонны цветов. Новые технологии двигаются в сторону т.н. «зеленой химии», извлечение абсолюта с помощью сжиженного углекислого газа дает прекрасное качество, близкое к тому, что получается с помощью анфлеража, причем без остаточных эффектов от растворителей.
Сергей Борисов: Цена абсолюта жасмина превышает цену золота того же веса – немудрено, что некоторые пытаются разбавить его. Как парфюмеры контролируют качество?
Пьер Бенар: Цена на абсолют жасмина зависит от происхождения, года урожая, количества на рынке и технических параметров. За грасский жасмин иногда действительно выдают его смесь с жасмином из других стран, чтобы снизить цену смеси и выдать за чистый грасский, то есть продать дороже. Ведь парфюмеры до сих пор пользуются чистым грасским абсолютом, хоть он и дорог. Наш жасмин выделяется оттенком черной смородины. По такой цене – 20-30 тысяч евро за кг – контроль качества очень важен. Как и для любого парфюмерного материала, впрочем.
Первый шаг контроля – проверить растворимость абсолюта в очищенном спирте, при концентрации 10%. Затем проверяются физические свойства: плотность и показатель преломления. И современные технологии – газовая хроматография и масс-спектрометрия позволяют точно узнать количественный и качественный состав абсолюта. Для сравнения урожаев разных лет пользуются носом. И затем парфюмеры составляют жасминовый стандарт из смеси абсолютов разных производителей иили лет, чтобы можно было производить духи, с постоянным узнаваемым ароматом (так же как и с винами).
Сергей Борисов: Как известно, натуральные масла и абсолюты являются сложными смесями разных молекул в неких пропорциях. Как происходил химический анализ аромата жасмина в истории – и как это повлияло на парфюмерию?
Пьер Бенар: Один из первых компонентов абсолюта жасмина, который был синтезирован в 1855 году – бензил ацетат. Его аромат, сладкий фруктовый, напоминающий аромат леденцов с синтетической отдушкой банана и груши, или пластиковый запах лака для ногтей, стал первой искусственной базой для жасминовых ароматов XIX века. Эта же молекула характерна для туберозы, жимолости, иланг-иланга (из последнего можно получать органический изолят).
С 1906 года стали популярны ароматы, в которых солировал жасмин, такие как “Jasmin Corse”, любимый аромат писательницы Колетт. Зная, что абсолют жасмина – это смесь, парфюмеры стали пытаться копировать природу, создавая так называемые «основы» или «базы» - более или менее сложные аккорды нескольких натуральных и синтетических компонентов. Новые жасминовые базы, такие как “Jasminia” от Chuit-Naef или “White Jasmine”, созданный Мариусом Ребулем для Givaudan, стали основой для новых ароматов типа “Un air Embaume” от Rigaud (1912) и «Jasmiralda» от Guerlain (1915).
В 1918 году, Les parfums de Rosine выпустил свой “Le jasmin de Rosine”. Первый альдегидно-жасминовый аромат, “Coup de foudre”, был создан Анри Альмера, парфюмером Rosine. Яркий аккорд жасмина, кожи и ветивера стал сердцем “Scandal de Lanvin”, созданного в 1932 году. Начиная с 1923 года, композиция жасминовых ароматов развивается с открытием Деколлонжем альфа-амилкоричного альдегида (торговое название “Flosal”), жасминового материала с маслянистом оттенком. Эта молекула использовалась не только для воссоздания жасмина, но и в 40-х годах для цветочных аккордов туберозы и ландыша.
Firmenich выделил жасмолактон из помады жасмина; в 1933 году Ружичка с коллегами разработал производство молекулы Jasmone, которую сначала обнаружили в природном материале. Морис Шеврон создал базу Jasmin 231 из бензил ацетата, добавив несколько других молекул, не входящих в состав абсолюта жасмина. База Jasmin 231 с тонами нарцисса быстро стала успешной – она использовалась в “Canoe” Dana и “Joy” Jean Patou, “Cabochard de Gres” и в “Charlie” Revlon. Затем Юбер Фрейсс, парфюмер Synarome, создал базу “Fleur de jasmine” с оттенками апельсинового цвета в 1947 году – её использовали парфюмеры в “Madame Rochas” (1960) и “Caleche” Hermes (1961).
База “Floraline Jasmin 62”, созданная в 1962 году парфюмерами Charabot, имела оттенки цветка жасмина и малинового варенья, и впервые её использовал Жан-Клод Эллена в аромате “First” Van Cleef & Arpels (1976). Дальнейшее исследование состава абсолюта жасмина, привело к открытию в лабораториях Firmenich метил дигидрожасмоната в 1962 году – известного ныне как «Гедион». Он стал очень популярен после “Eau Sauvage” Christian Dior. Я обычно говорю, что 70% мужчин, которые носили “Eau Sauvage”, были женщинами.
В аромате “Opium” Yves Saint-Laurent тоже была использована база “Jasmin 2000”. Сегодня нам известно около 260 компонентов абсолюта жасмина, вносящих свой вклад в его очаровательный запах. И я не уверен, что поиск закончен и результат окончателен. Кроме того, парфюмерные химики постоянно ищут новые искусственные молекулы, имеющие аромат, напоминающий жасминовый в той или иной степени. Например, я могу назвать Jasmonol ® с фруктовым и зеленым жасминовым ароматом; Delta Jasmolactone, жирный и фруктовый лактоновый запах; Jasmal ®, зеленый цветочный с грибным оттенком; Jasmonyl ®, свежий сладкий и водянистый; также Jasmopyrane, Gelsone, и т.д, и т.п…
Сергей Борисов: Как парфюмер, можете ли вы сказать, сколько разных молекул достаточно, чтобы создать аккорд жасмина, который бы имел запах настоящего жасмина? И сколько абсолюта жасмина обычно в жасминовых духах?
Пьер Бенар: Обычный способ создания жасминовых ароматов – взять немного абсолюта и добавить синтетических молекул с жасминовым запахом – или молекул, что составляют абсолют жасмина (Гедион для первого способа, например, и индол с бензил бензоатом для второго). Парфюмер, который может использовать 30 граммов абсолюта на килограмм концентрата – поистине счастливый человек! Обычно 1% абсолюта в составе жасминовых духов – норма, и этого хватает для прекрасного аромата.
Чтобы создать абсолют Jasmin Grandiflorum без его реального присутствия, предпочтение следует отдать основным нотам: бензил ацетат, бензил бензоат и Jasmone – они есть и в природном абсолюте. Гедион тоже незаменим, как замена метил жасмоната. Малая часть метил бензоата (молекула, что есть в масле иланг-иланга). Затем парфюмер освежил бы это цветочное сердце касанием розы, - фенилэтиловый спирт, и фенил этил ацетат для связи.
Для добавления цитрусовых нот – метил антранилат и неролидол. Если бюджет хороший, то немного абсолюта розы и масла апельсина. Но не спешим – жасмин без зелени не бывает! Немного зелени – цис-3-гексенил бензоат. Свежести придать нужно – линалоол и линалил ацетат, продлить свежий настрой поможет бензиловый спирт (я использую эссенцию стиракса, производства Payan Bertrand). Животные ноты – чем больше индола, тем более тропическим и менее похожим на грасский будет ваш «жасмин», и пара-крезол (или пара-крезил ацетат, что мягче) – и не забудьте разбавить эти составляющие до 10%. Чтобы создать золоченую рамку: 10%-ный Veltol, абсолют ванили, эвгенол и его производные, прикосновение абсолюта бессмертника – для бессмертной любви…
Это лишь один пример недорогой, но качественной жасминовой базы – но для жасминового аромата бывает достаточно и пяти синтетических молекул.
Существовало поверье, что аромат жасмина способен притягивать любовь и благополучие, повышает способности к ясновидению, очищает разум, сознание, чувства, тонизирует и побуждает творить и фантазировать.
Сегодня невозможно представить парфюмерию без аромата жасмина. Его тонкий запах входит в композиции классических ароматов от самых известных производителей. Натуральное масло жасмина, или абсолю, очень дорого, а технология его изготовления трудоемка и сложна. С гектара жасминовых плантаций можно собрать менее трех тонн цветов, а литр жасминового абсолю получается из 1 тонны цветков, собранных ночью или ранним предрассветным утром. Специалистами подсчитано, что с гектара можно собрать не более 2.7 литров ароматного эфирного масла. Трудность заключается и в том, что цветы очень скоро увядают, всего за несколько часов, и вернуть их аромат невозможно. Лучшее абсолю жасмина производят в Грассе во Франции, также славится жасминовое масло, произведенное в Индии, Италии, Китае, Марокко, Турции, Египте и Японии.
Жасмин царит в основе чарующего аромата Anonimo Veneziano от итальянской марки Nobile 1942, использующей только самые лучшие, отфильтрованные и выдержанные эфирные масла, что обеспечивает удивительную и неподражаемую цельность и стойкость аромата. Здесь не просто жасмин, а собранный на рассвете его уникальный индийский сорт, который с незапамятных времен применяли в этой стране в ароматических обрядах, капельку жасминового масла помещали в лампадку или аромалампу для отпугивания злых духов и привлечения удачи. В аромате Anonimo Veneziano (Венецианская незнакомка) он зазвучал по новому, оттененный нотами бергамота, мандарина, бразильского апельсина, иланг – иланга, лотоса, драгоценной дамасской розы, сандалового дерева, пудровой ванили, пачули из Индонезии. Загадочный, нежный и таинственный аромат этих духов облачен во флакон ручной работы с индивидуальной фирменной печатью, которая удостоверяет их высокое качество.
Еще один итальянский нишевый бренд, не обошедший вниманием аромат жасмина - Bois 1920. Цветочно – ориентальный парфюм Le Voluttuose Notturno Fiorentino, в состав которого входят жасмин, роза, черный перец, бергамот, черная смородина и белый мускус, ваниль, пачули и кедр вошел в коллекционную серию с многозначительным названием Le Voluttuoso или «Чувственная» и предназначен для любимых и любящих женщин, а мужской аромат от этого бренда Sushi Imperiale посвящен уникальной японской культуре, самобытной и неповторимой, как этот романтический аромат, в состав которого также вошел жасмин. В сердце утонченно - элегантного аромата Vento di Fiori от Bois 1920 снова жасмин. Итальянцы любят этот цветок, украшая им свои знаменитые сады и рассказывая о нем легенды. Согласно одной из этих легенд, первый и единственный куст жасмина в Италии принадлежал герцогу Тосканы. Цветок тщательно охранялся, но влюбленный садовник, рискуя жизнью, преподнес его в дар свое возлюбленной, с тех пор в Италии жасмин почитается как символ самозабвенной любви, а итальянские невесты украшают им традиционные свадебные венки. А для таких решительных и смелых мужчин, способных на большие поступки ради своих возлюбленных Bois 1920 выпустил аромат Extreme, созданный мастером парфюмерии Энцо Галларди, соединившего аромат жасмина с древесными и пряными нотами.
Новый, вышедший в 2011 году, аромат 1697 от Frapin, посвящен году создания одноименной марки элитного коньяка. Именно в этом году, более трехсот лет назад, Pierre Frapin за верную службу в должности придворного аптекаря получил от Людовика XIV право носить на своем фамильном гербе королевскую лилию, а в придачу – земли в Шампани и замок Фонпино. Концепция аромата 1697 принадлежит парфюмеру Bertrand Duchaufour. Восточно - пряный аромат категории унисекс в своем сердце соединил розу и жасмин, дополненные иланг – илангом, но вначале вы почувствуете пряность корицы, перца и ямайского рома, а в послесловии – шлейф из амбры, мускуса, пачули, кедра, ванили и бобов тонка.
Бесспорно и безапелляционно прекрасен аромат Ananda от молодого, но уже известного бренда Martine Micallef, возникшего как редкий творческий союз двух любящих людей. Относящиеся к группе цветочно – фруктовых ароматов, духи Ananda предназначены для женщины любого возраста, сочные ноты спелой груши, сливы и свежих цитрусовых прекрасно подходят юным прелестницам, а элегантные и чувственные ноты жасмина, фиалки, мимозы в сочетании со сладко – терпкой черной смородиной и обволакивающей ванилью не оставят равнодушными настоящих леди.
Признанный лидер в классической парфюмерии нишевый бренд D’Orsay, основанный еще в середине 19 века, посвятил подходящий и мужчинам, и женщинам, полный харизматичности и шарма парфюм Arome 3 белым цветам жасмина. Именно белый цвет олицетворяет нежность, чистоту, и именно белый жасмин наиболее востребован в парфюмерии. По легенде, некий художник, находясь в чудесном саду, решил раскрасить все цветы, и первым вызвался жасмин, попросивший окрасить его в любимый ярко – желтый солнечный цвет. Художник рассердился, что жасмин занял в очереди первое место, принадлежащее розе, и оставил его напоследок. Израсходовав все краски, художник заметил, что подошла очередь жасмина, но гордый цветок не стал больше просить художника и остался нетронутым: чистым, нежным и хрупким. Такие качества утонченного, гордого, романтичного и непорочного белого жасмина удачно обыграл в аромате 3 FLEURS корсиканец Marc Antonio Corticchiato, основатель марки Parfum d' Empire. Этот интересный аромат воспевает три цветка как три символа любви: розу, как символ страсти, туберозу, как символ коварства и обольщения, а жасмин, как символ верности, романтики и чистоты.
И, наконец, стоит отметить, что жасмин был любимым цветком Annick Goutal, посвятившей ему один из самых своих прекрасных ароматов, который называется просто - Le Jasmin и в полной мере передает всю полноту чувственности, изящества и женственности этого удивительного и легендарного цветка.
Ссылки: