Далеко не каждый парфюмер может похвастаться таким внушительным послужным списком, какой есть у Марка Бакстона. Помимо собственного бренда, который он основал совсем недавно, в приличном и вызывающем настоящий трепет у парфюмерного знатока списке дизайнеров и брендов, для которых он создавал свои ароматы, можно увидеть и подлинного аристократа моды Gianfranco Ferre, и непредсказуемого сюрреалиста Paco Rabanne, и ставшего символом роскоши и изысканности Cartier, и знаменитых на весь мир Versace и Givenchy, а также молодые концептуальные бренды - Le Labo, Six Scents, Linari, и самый авангардный парфюмерный дом современности - Comme des Garcons.
Он создавал парфюмы для Лагерфельда, Алена Делона и Синди Кроуфорд, на его счету множество оригинальных и непохожих один на другой ароматов.
Первые шаги в парфюмерном мире он делал почти четверть века назад, когда изучал парфюмерное искусство в Hааrmann & Rеimer – немецкой Парфюмерной школе. Именно тогда Мак Бакстон придумал свой первый парфюм, который так и не вышел в продажу, как уточняет сам парфюмер – «пока не вышел». Этот женский парфюм имел рабочее название Indiscrete и представлял собой пряную композицию с нотой туберозы в центре. По словам самого Бакстона, аромат Indiscrete опередил время, и парфюмер надеется, что когда – нибудь этот парфюм все же будет выпущен.
Он родился в английском городе Дерби, но когда мальчику исполнилось 8 лет, его семья перебралась в Германию, где родители открыли собственный ресторан. Его детские обонятельные воспоминания связаны с двумя запахами – потрясающим запахом дорогой еды, которую готовили в ресторане, и с запахом Chanel No. 5. Как вспоминает часто Марк Бакстон, когда ему было не больше пяти лет, он случайно разбил в ванной мамин флакон этих духов, и их запах сохранялся в помещении очень долгое время. До сих пор эти воспоминания находят отражение в его жизни – он обожает готовить, а Chanel No. 5 считает неподвластной времени винтажной классикой.
По мнению Бакстона, парфюмером может стать любой человек с хорошим обонянием. Если обоняние развито, и запахи приносят человеку удовольствие, если он хочет больше узнать о своих способностях, он может получить хорошее образование, на которое должно уйти не менее двух лет и «натренировать» свой нос на способность анализировать, расчленять, или наоборот – синтезировать ароматы. Почти как в музыке – можно научиться хорошо играть, если обладать хорошим слухом и выучиться нотной грамоте. Другое дело, что быть виртуозом или гением – это удел избранных. Обычного, даже классного парфюмера от гениального отличает креативность, а ей научить невозможно, как невозможно научиться стать Моцартом или Паганини.
К таким мастерам современного парфюмерного искусства, в творчестве которых всегда видна «рука мастера», Марк Бакстон относит своего любимого парфюмера – Мишеля Амирака, создавшего Dior Homme Sport, а также Жана – Клода Эллена, ведущего носа Guerlain. Как одежду великих кутюрье можно узнать по деталям, так и их харизматичные духи, обладающие неповторимой индивидуальностью, можно узнать по ключевым нотам. Как признается, Марк Бакстон, у многих парфюмеров есть своего рода фетиш – любимый ингредиент, без которого не обходится ни один его аромат. У самого Бакстона фаворитами являются ладан, древесные ноты ветивера, пряные запахи кардамона, имбиря, перца, элеми, полыни, кориандра, а также анималистичные запахи, лидером среди которых является мускус. Есть и такие парфюмерные ноты, которые он никогда не будет использовать в своих композициях – это современные неестественные, холодные запахи – например, он никогда не использует калон - синтетическую ноту с морским ароматом, как впрочем, и любые холодные акватические оттенки или агрессивные зеленые ноты.
Свое вдохновение парфюмер может черпать во всем, к нему может прийти муза, когда он просто сидит в кафе и наблюдает за проходящими мимо людьми, смешение стилей, людей, запахов подталкивают к новым замыслам и идеям. На его творчество оказало влияние разное по направлению и стилю изобразительное искусство импрессиониста Моне, сюрреалиста Дали, основателя поп-арта Энди Уорхола, а также рисунки собственных сыновей.
Марк Бакстон работал со многими звездами, парфюмерными гигантами и именитыми домами, и сотрудничество с каждым заказчиком является индивидуальным, оставляет собственное впечатление.
Парфюмер признается, что каждый парфюм можно совершенствовать до бесконечности, аромат Amarige Mariage для Givenchy создавался год, некоторые ароматы для Comme des Garşons и два – три года. Сотрудничество с каждым брендом имело свою специфику. Например, когда Бакстон создавал именные ароматы для Алена Делона, тот сам лично на финальном этапе отбирал окончательный вариант, хотя чаще всего звезды непосредственно в создании парфюмерии не принимают участия. Своеобразным был принцип работы Карла Лагерфельда: на каждом новом этапе разработки аромата он отбирал наиболее понравившиеся образцы, сначала 7 из 10, потом 4 из 7, и так, пока не оставался один единственный, тот который нравился мэтру. Так появился Kapsule Light от Lagerfeld. Джорджио Армани предоставляет парфюмеру больше свободы – он окончательно утверждает только финальный вариант. Достаточно сложной для Бакстона была работа по созданию Cologne noir для бренда Van Cleef & Arpels, так как перед ним стояла задача изобрести нечто абсолютно новое, как говорит сам Марк Бакстон «заново изобрести одеколон».
Как признался Бакстон, ему интересно было работать с Hello Kitty – посмотреть на мир через забавные и полудетские розовые очки, догадаться и вообразить, что может понравиться совсем юным, молоденьким девушкам. По душе ему была работа и с Le Labo, для которого он создал аромат Vetiver 46. Как уже отмечалось, ветивер – это одна из самых любимых парфюмерных нот Бакстона, поэтому и данный аромат стал для мастера не рядовым.
А вот с брендами, которые работают с парфюмерами через маркетинговые отделы, Бакстон не очень любит вести сотрудничество. Маркетинговый отдел исходит в первую очередь из того, что должно понравиться потенциальному покупателю, главное быть – «в тренде». Иногда четкие указания и инструкции приводят к тому, что яркая идея превращается в банальность.
Говоря в целом о своем огромном опыте сотрудничества с самыми разными брендами, Бакстон отмечает, что все заказчики индивидуальны и непохожи друг на друга, одни предоставляют парфюмерам больше возможностей для свободного воплощения своего замысла, другие меньше, это, конечно, не может не отразиться на результате.
Именно Марка Бакстона считают одним из отцов – основателей такого явления, как нишевая или селективная парфюмерия. Его парфюмерная композиция Rоute du Thé от Bаrney’s NYC стала одним из фундаментальных камней в этом направлении. Говоря о нишевой парфюмерии, Бакстон отмечает, что она требует от творца большей самоотдачи и усилий.
Бакстон с сожалением констатирует, что сегодня понятия «нишевая» и «селективная» парфюмерия эксплуатируются слишком часто, и это уже перестает быть эксклюзивом. Ежегодно в течение последних 5-6 лет появляется большое количество парфюмерных новинок, позиционирующих себя как нишевые, между тем главная черта нишевой парфюмерии – ее уникальность, эксклюзивность. Но, по признанию Бакстона, нельзя не отметить, что среди многообразия новых имен есть и вполне достойные и перспективные.
В собственной парфюмерной коллекции Марк Бакстон развил идею сочетания цвета и запаха. Его линия, которую он выпустил под собственным именем, включает семь ароматов, каждый из которых связан с тем или иным цветом. Он предлагает сначала выбрать определенный цвет, который в наибольшей степени соответствует вашему мироощущению, а затем – выбирать аромат. Даже радугу он готов представить в парфюмерном воплощении, и если бы ему довелось создать аромат радуги, то в него вошли бы мята, роза, имбирь, лилия, пион, кардамон и фрезия.
Задачей парфюмера нового тысячелетия он видит поиск совершенно новых парфюмерных сочетаний и ингредиентов, и вместе с тем, надеется, что парфюмерия когда нибудь вернется к собственным истокам – натуральным и насыщенным композициям.
Давая характеристику самому себе, Марк Бакстон отмечает такие качества своей натуры как честность, открытость, непосредственность, нетерпеливость, восприимчивость, вспыльчивость. Сам себя он называет игроком, мечтателем, ловеласом с отличным чувством юмора.
Ссылки: