"Праздник урожая" выпускался именно Химкомбинатом Флора (чья парфюмерия опознается как раз по надписи "Флора") . "Фишкой" Флоры еще в бытность ее артелью являлись необычные флаконы: в форме кактуса для одеколона "Кактус", шипастый для духов "Каштан", белый с черными силуэтами для духов "Певческий праздник". Но самые известные – это флаконы-фигурки: гномы, снеговик, Дед Мороз, собачка, клоун, божья коровка, шахматный конь, лампа, девушка. И, конечно, знаменитая пивная кружка – в ней-то и продавался "Праздник урожая". Все флаконы этой серии наполнялись одеколонами на основе известных ароматов других фабрик, даже тех, которые в оригинале не делались в концентрации одеколона – "Пиковая дама", "Сапфир", "Серебристый ландыш". Вот и "Праздник урожая" у Новой зари был духами, а у Флоры стал одеколоном. Но я уверена, что это тот же самый аромат: "Праздник урожая" из флакона-кружки принадлежит к шипровому направлению, как и описанные Фридманом духи.
Эстонский "Праздник урожая" очень приятный: теплый, мягкий, сладковато-мшистый, с деликатным подтоном выделанной кожи – отдаленно он напоминает "Рижанина", но без роскоши последнего. На старте у "Праздника" слегка замыленные цитрусы – думаю, это следствие одеколонной концентрации, а в духах, скорее всего, такого эффекта не было. Середина и база неожиданно сложные и глубокие – прямо веет новозаревской классикой.
Оправдывает ли "Праздник урожая" свое название? Пожалуй, да: в нем слышится теплая и щедрая ранняя осень. Явно чувствуется сухой пряно-пудровый запах, который приобретают листья деревьев, когда они еще только начинают желтеть, и даже как будто присутствуют горьковатые спелые желуди, и грозди тех сортов винограда с мелкими ягодами, которым дают слегка завялиться перед тем как сделать из них вино. Еще есть немного нагретой солнцем соломы и лесная чаща. Цветы тоже по сезону: тронутые увяданием розы, суховатая душица. Все соответствует осеннему канону советской парфюмерии, и в то же время пронизано позитивом – праздник же!
Вопреки флакону-кружке пивных ассоциаций этот аромат не вызывает – скорее, винные. Но выбирая флакон, на Флоре руководствовались эстонскими национальными традициями, которым пивоварение ближе, чем виноделие. Маленькая пивная кружка – очень милый сувенир, однако новозаревский флакон с дубовыми листьями подходит этому сложному многогранному аромату гораздо больше.
Как долго продавались эти пивные кружки и другие фигурные флаконы, сказать сложно (кстати, "Праздник урожая" разливался еще во флакон в виде божьей коровки), но мне ни разу не попались на глаза экземпляры с указанием ГОСТа на этикетке - поэтому я думаю, что их производство прекратили самое позднее в начале 1970-х, когда ГОСТ стал обязательным украшением парфюмерной продукции. Флоровские флаконы-фигурки смогли сохраниться до нашего времени в отличном состоянии только потому, что в отличие от новозаревских носили подчеркнуто сувенирный характер, да и пользоваться ими было не очень удобно: под винтовой крышкой у них скрывается резиновая пробка, которую нужно вынимать всякий раз, когда возникает желание добраться до одеколона. Лучше уж поставить эту хорошенькую игрушку на полку серванта или книжного шкафа – пусть служит украшением интерьера.
начало - бергамот, альдегиды, герань, цветы и ягоды винограда;
середина - роза, фиалка, орегано, подвяленные фрукты, кожа;
база - дерево, пачули, дубовый мох, мускус.
Ссылки: