В 1919 г. Пату снова открыл свой модный дом в Париже, уже под собственным именем. Это было время острой конкуренции в мире моды, главное соревнование развернулось между француженкой Коко Шанель и итальянкой Эльзой Скиапарелли. Экспрессивная раскованная итальянка избрала путь сюрреалистических новшеств. Более строгая и спокойная француженка производила революцию в классическом стиле. Жану Пату удалось сотворить невозможное — найти в этой «битве гигантов» свою нишу, элегантную одежду в стиле «casual». Помогли ему в этом довоенные связи и приобретенный на фронте жизненный опыт. Упор был сделан на придание максимального удобства вещам, являющимся неизменными атрибутами состоятельного класса. Если Шанель ориентировалась на интеллигенцию, Эльза Скиапарелли – на богему, то стиль Пату разрабатывался для состоятельных, относительно консервативных людей.
Мир находился в ожидании послевоенных перемен, богачи старались проводить время в самых роскошных местах планеты: Париже, Нью-Йорке, на Лазурном берегу. Мода Пату стала для них символом беззаботного отдыха. Жан ввел пуловеры, джемпера, спортивную женскую одежду. Его свитера с сине-белыми полосками и плиссированные юбки носили почти все женщины США. Жан Пату никогда не изготовлял аксессуаров, шляп и сумок, единственным украшением его одежды была монограмма с инициалами дизайнера. Он был создателем первого авторского лейбла, помещенного на продукцию. Две буквы – «J» и «P», красовались на карманах. Все остальные элементы декора он называл «ничто». Пату предпочитал геометрические рисунки и линии, а еще разнообразную вышивку. Формы же должны были быть обтекаемыми, то есть максимально удобными.
Телевидения в то время еще не существовало, кинематограф только начинал свое шествие по миру, а вот спорт, и без того популярный, продолжал укреплять свои позиции. Достаточно вспомнить о возобновлении Олимпиад. Среди других видов спорта теннис всегда занимал несколько привилегированное положение. Во-первых, в него могли играть представители обоих полов, во-вторых, он пользовался огромной популярностью у аристократии. Барышни даже посвящали ему музыкальные произведения, а у Дягилева балерины выходили на сцену с теннисными ракетками.
Жан Пату идеально выбрал время, место и объект для продвижения своего стиля. Среди его многочисленных знакомых женщин была и знаменитая теннисистка того времени - Сюзан Ленглен (Suzann Lenglen). В 1921 г. она произвела сенсацию на Уимблдонском турнире, появившись на корте в костюме от Пату: плиссированная белая шелковая юбка, достигающая всего середины икры, белый кардиган без рукавов и ярко-оранжевая лента, поддерживающая волосы. Кстати, это была первая специализированная (для определенного вида спорта) спортивная одежда. В удобной укороченной юбке Ленглен стала чемпионкой турнира!
Очередная бомба разорвалась во время Олимпийских игр 1924 года, проводимых в Париже. Для очередной демонстрации своей коллекции Пату привез моделей из Нового Света. Собственно, это были шесть девушек из самых лучших американских фамилий, которых он убедил сотрудничать и обучил правильно двигаться и смотреть. Этот поступок вызвал волну сплетен в парижской прессе, однако именно Пату в итоге вывел профессию модели в разряд престижных занятий. Высокие, светловолосы, на каблуках – они разительно отличались от миниатюрных француженок, и вместе с надетой на них одеждой произвели фурор. Знаменитые свитера в сине-белую полоску, джемпера и пуловеры с легкой руки дизайнера становились пристойной городской одеждой. Этот стиль пришелся по душе особенно американкам, которые не были настолько зажаты условностями, как европейские женщины. В 1926 году одна нью-йоркская журналистка назвала Пату «единственным французским модельером, обладающим американским менталитетом».
«Мои модели придуманы для занятий спортом. Я делаю одежду, на которую так же приятно смотреть, как и носить, и которая позволяет полную свободу движений… Спорт, как вы можете заметить, оказывает огромное влияние на моду для женщин, так, свитера сейчас столь же актуально носить вечером, как и днем», – говорил о своих товарах дизайнер. В 1925 г.в салоне Пату открылся большой спортивный отдел. Там разрабатывалась и шилась одежда для гольфа, рыбалки, тенниса, лыжного спорта, верховой езды, плавания, фехтования и других самых популярных в то время занятий. К этому прибавлены были всевозможные шарфы, женское белье и купальники.
В Довиле, на Лазурном берегу, Пату создал магазин, в котором продавалась только одежда для пляжа. Здесь он реализовал еще одну свою прекрасную коммерческую идею – дизайнер поделил купальники на два вида. Первые предназначались для профессионального плавания, а вторые разрабатывались для тех, кто просто хочет показать себя и позагорать. Кроме дизайна Пату уделял большое внимание качеству материала. Он стремился сделать ткань менее восприимчивой к воздействию морской соли и выгоранию на солнце. В 1928 году Жан Пату выпустил первый лосьон для загара.
Несмотря на доминирование спортивного стиля в творчестве кутюрье, его клиентками были почти все европейские принцессы того времени и целое созвездие американских звезд — Мэри Пикфорд, Пола Негри, Луиза Брукс. Пату доказал, что и спортивный стиль может занять достойное место в гардеробе каждой модницы или денди.
Жан Пату знаменит также и цветовыми экспериментами. Самым знаковым его изобретением стал бежевый тон, который он использовал как основной в своей работе. Благодаря работе со знаменитым текстильщиком первой половины 20 века Бьянчини-Ферье, в мастерских француза создавались уникальные ткани с оригинальными узорами, часто с фирменной монограммой кутюрье.
Несмотря на доминирование спортивного стиля в своих коллекциях, Пату оставил немало подлинно роскошных вечерних туалетов. Он был известен экспериментами с узорами в стиле «модерн», вышивками и многослойными нарядами.
Вместе с модельером в его салоне работали многие родственники и друзья. Они поддерживали его во всем, но больше всех помогала Жану младшая сестра. Она была моложе брата на 7 лет и служила для него неиссякаемым источником вдохновения. В ее лице Пату видел свой идеал женщины: стройная, опрятная, ухоженная, активная и современная – настоящая парижанка!
В 1920-е гг. Пату прославился также изобретением дизайнерского галстука. Для своих галстуков он использовал материю, предназначенную для женских платьев, в магазинах они выставлялись рядом с парфюмерными отделами.
С 1925 года фирма «Пату» стала выпускать духи. Первыми появились на свет три аромата с цветочными и фруктовыми нотами. Как утверждал кутюрье, они созданы для трех типов женщин: «Amour-amour» («Любовь-любовь») – пленительный запах для чувственных брюнеток, «Que Sais-Je?» («Что я знаю?» ) – более легкие для блондинок и пряные «Adieu Sagesse» («Прощай, благоразумие»?) - исключительно для рыженьких. Через четыре года он выпустил «Le Sien» – первые в мире духи в стиле «унисекс». Их свежий тонизирующий аромат прекрасно подходил как мужчинам, так и современным деловым женщинам.
По названиям парфюмов от Пату можно проследить историю 20-го века – многие из них выпускались в связи с определенными событиями: Духи «Normandie» были названы и выпущены в честь нового теплохода и дарились каждому пассажиру его первого рейса. По случаю введения оплачиваемых отпусков, кутюрье создал «Vacances», что в переводе означает «путешествия». Это был последний парфюм, выпущенный при жизни модельера. В 1938 году духи «Colony» воплотили собой желание Европы отделиться от заморских берегов, «L’Heure Attendue», выпущенные в 1946, ознаменовали собой окончание Второй мировой войны. С 1967 года в штате фирмы начинает работать известный парфюмер Жан Керлео (Jean Kerleo), сотворивший еще немало чудесных произведений. По его словам, вдохновением для него служат воспоминания о Жане Пату, постоянно заботившемся о качестве и новизне аромата.
Были выпущены такие аромат как Eau de Patou, Ma Liberté, Un Amour de Patou, Sublime, Patou Forever, EnJoy, и Sira des Indes, а также три мужских аромата Patou Pour Homme (специевый шипр), Patou Pour Homme Privé (практически парный к женскому Ma Liberté), и Voyageur (современный свежий аромат) .
В 1930-е гг. Дом Пату чудом избежал разорения – его основными клиентками были богатые американские покупательницы, и когда рухнул американский фондовый рынок, вслед за ним рухнул рынок высокой моды. Дом Пату выжил благодаря парфюмам, которые известны до наших дней. Самый известный парфюм бренда – «Joy», созданный парфюмером Анри Альмерасом, тяжелый цветочный аромат, включающий около 100 редких и ценных эссенций, в том числе грасский жасмин и болгарскую розу, оставался самым дорогостоящим по затратам Флакон духов изготовлялся из цельного хрусталя, как последнее доказательство их принадлежности к квинтэссенции роскоши. Joy оставался самым затратным парфюмом в мире, до тех пор, пока Дом Пату не выпустил аромат «1000» (еще один тяжелый цветочно-древесный аромат, основанный на редком сорте османтуса) в 1972 г.
«Joy» (Радость) – свои самые роскошные духи Пату выпустил в 1930 г., когда мир еще не оправился от финансовых потрясений, это аромат для «изгнания дьявола мировой депрессии». Аромат предназначался специально для бывших клиенток Пату, которые не могли больше позволить себе одежду «haute couture» от Дома Пату из-за кризиса. Надейся, когда уже нет сил, и радость вернется, как бы хотел сказать автор. Впрочем, по другой версии, название этих духов происходит от имени одной из американских клиенток Пату . Только самые натуральные, самые дорогие компоненты использовались в их производстве (около 100 редких и ценных эссенций). Жасмин с полей Грасса, майская и болгарская розы доминируют в их неповторимом цветочном букете. Чтобы получить только одну унцию экстракта, необходимо около 11 тысяч цветов. Непосредственным автором состава был парфюмер Анри Альмерас.
Joy остается вторым по коммерческому успеху ароматом в мире, уступая только Шанель №5.
Пату умер в 1936, в возрасте 56 лет. Он никогда не был женат и прямых наследников не оставил. Компанию унаследовали его сестра, Мадлен и ее муж.
Дом Пату оставался семейным предприятием до сентября 2001 г. и был продан компании Procter & Gamblе.
с 2011 года принадлежит Designer Parfums ltd . Штатным парфюмером стал Тома Фонтейн.
После поглощения многие ароматы Пату были сняты с производства из-за высоких издержек, некоторые линии (такие как «Joy», «1000») сохранены, но их ассортимент заметно усечен. Производство оставшихся ароматов перенесено из Франции в другие страны и поставлено на промышленную основу, что позволило заметно снизить себестоимость. Однако такие ароматы как Ma Collection, Eau de Patou, Ma Liberté, Un Amour de Patou сегодня не производятся. Остается только надеяться, что когда-нибудь производство всех ароматов Пату будет возобновлено, и они не будут навечно утрачены!
Ссылки: