Интервью с Кристианом Карбоннелем, парфюмером аромата Camel от Zoologist.
Я познакомился с Кристианом в мае 2016 года в Лос-Анджелесском музее Хаммера, где проходила церемония вручения премий Art и Olfaction Awards. Кристиан - парфюмер, а также “посол” своей семейной компании Carbonnel в Испании. Когда мы оба боролись за награду в независимой категории, Кристиан обратился ко мне (и к другим парфюмерным домам), чтобы рассказать о своей компании и предоставляемых ею парфюмерных услугах. В конце концов, это была двойная победа для Zoologist – аромат Bat получил награду, а также возможность сотрудничества с компанией Carbonnel.
Кристиан работает быстро и профессионально. На завершение проекта по созданию духов Camel у нас ушло около трех месяцев, но я не сразу приступил к его реализации. Я спросил его, не заинтересован ли он в переработке дизайна Panda (оригинальный аромат понравился довольно узкому кругу людей), и он согласился. Проект также был блестяще завершен в короткие сроки.
Мы снова встретились в марте 2017 года на ежегодной выставке парфюмерии Esxence в Италии. Он был там, чтобы продемонстрировать несколько духов, разработанных им для другого бренда. Я ненадолго встретился с ним для этого интервью.
Ваш дед, Морис Карбоннель, основал Carbonnel в 1925 году. Не могли бы вы рассказать нам больше о компании?
Да. Carbonnel - это семейный бизнес, как вы сказали. Мой дед был французским парфюмером, который переехал в Испанию, чтобы производить эфирные масла. Вначале мы базировались в Аликанте, но пробыли там всего несколько лет, с 1921 по 1925 год. Сейчас наша компания находится в Барселоне, и со мной мы работаем уже в третьем поколении. Грядет четвертое.
Насколько велика сейчас ваша компания и сколько парфюмеров в ней работает?
В нашей компании работают 50 человек, и 17 из них - парфюмеры. Нам не нужно больше, потому что сейчас мы инвестируем в оборудование, роботов и технологии. Теперь наш размер - это скорее вопрос пространства. Как семейный бизнес, мы хотим, чтобы все было в одном месте для контроля качества; нам не нужны филиалы по всему миру.
Мне кажется, что ваша компания сейчас очень модернизирована. Все компьютеризировано от начала до конца. Была ли модернизация постепенным процессом, или ваша семья в один прекрасный день решила сделать крупные инвестиции, чтобы сделать свой бизнес более конкурентоспособным?
Последние 10 лет мы внедряем высокотехнологичное оборудование. На самом деле, только вчера мы приобрели нового робота для производства. Нам нравится реинвестировать наши доходы в технологии.
Что это за робот?
Это новая Roxane, и она станет моей игрушкой. В ней можно очень точно и эффективно смешивать 100 ингредиентов. Это поможет мне ускорить выполнение моих проектов.
Как обстоят дела с подбором материалов в компании? Во Франции много компаний, производящих эфирные масла, как вы делаете Carbonnel более конкурентоспособным?
Есть много эфирных масел, которые поставляются из Испании, но французы говорят, что они из Франции, потому что мы их поставляем, если вы понимаете, что я имею в виду. Мы производим типичные испанские эфирные масла и поставляем их по всему миру. Есть несколько ингредиентов, которые должны быть выращены в Испании, например, лабданум, а также различные сорта лаванды и цитрусовых, которые являются эндемичными для нашей страны. У каждой компании, производящей эфирные масла, есть свои качественные и уникальные продукты. Мы инвестируем в земли на Дальнем Востоке. Например, у нас есть наши удовые масла.
В парфюмерной промышленности 5 или 6 гигантов парфюмерной химии разрабатывают и поставляют по всему миру большинство дизайнерских ароматов. По моему мнению, они не заинтересованы в сотрудничестве с небольшими независимыми домами, а даже если и заинтересованы, минимальный объем заказа парфюмерных композиций у них непомерно высок. На мой взгляд, Carbonnel - это компания среднего размера, которая сотрудничает с некоторыми известными дизайнерскими парфюмерными брендами, а также разрабатывает ароматы для небольших независимых/нишевых парфюмерных компаний, таких как Zoologist.
Одной из главных проблем независимого бренда является проблема роста. Вы столкнетесь с трудностями, если захотите выпускать свои духи в больших количествах. Но при этом сохранить качество... вот почему вы хотите найти компанию, подобную Carbonnel, которая поможет вам и поддержит вас. В отличие от других крупных поставщиков ароматической химии, которые закрывают перед вами дверь, потому что видят в вас небольшую независимую компанию, Carbonnel любит давать им шанс и смотреть, что из этого выйдет. Мы стараемся подтолкнуть их и предоставить им те же возможности, что и раньше. Мы одинаково относимся к каждому клиенту. Маленький клиент в один прекрасный день может стать крупным, поэтому нужно предоставить ему такой же шанс, как и всем остальным. Естественно, приятно работать с крупными клиентами, но мы также любим помогать или быть частью небольших компаний, которые в один прекрасный день могут стать крупными. Таким образом, нет разделения на большое и маленькое. Мы стараемся делать все возможное для обоих и помогаем им расти.
Я впервые встретил вас в 2016 году на церемонии вручения премии Art and Olfaction Awards, и мы оба боролись за одну и ту же награду в независимой категории. Но перед показом мы действительно говорили о сотрудничестве! Итак, скажите мне: какова ваша роль в Carbonnel, помимо того, что вы парфюмер?
Помимо разработки ароматов, я занимаюсь всем – связями с общественностью, маркетингом, я сын владельца компании. Это семейный бизнес, поэтому я занимаюсь всем. Я даже отвечаю на письма. Я обычный парень.
Мне кажется интересным, что, когда мы разрабатывали парфюм, вам часто приходилось делать паузы, чтобы путешествовать.
Я люблю знакомиться с людьми. Чему я научился у своего отца, так это тому, что Carbonnel необходимо поддерживать контакты с брендами. Посещение клиентов - отличный способ наладить деловые отношения; это все равно, что развивать свой бизнес вместе с людьми, которые за ним стоят. Дело не в том, что Carbonnel - это просто бренд, и все. Нам нравится раскрывать лицо своей продукции. Так что, да, мне нравится создавать парфюмерию, но я также являюсь послом бренда. Клиент для нас больше похож на партнера; мы работаем в одной сфере бизнеса.
На самом деле, я создаю парфюмерию, даже когда путешествую. Мои сотрудники всегда интересуются моим расписанием и маршрутом и присылают мне готовые образцы. На самом деле, с ароматом Camel я был в Таиланде. Образцы ждали меня в моем отеле. Я проанализировал эти образцы, доработал и сформулировал их на расстоянии с помощью своего программного обеспечения и отправил им формулу обратно. Затем они подготовили новые образцы на основе новых формул и определили, куда их отправить, исходя из того, как долго я буду находиться в этом месте. Вот так я создаю духи во время путешествий.
Сколько парфюмов вы обычно создаете в год? У вас есть большая свобода действий, когда дело доходит до дизайна? Можете ли вы назвать мне какие-нибудь из созданных вами ароматов, которыми вы больше всего гордитесь?
Я никогда не считаю…
Может быть, 20-30?
А может, и больше. Но мне не нравится создавать слишком много парфюмов для нишевых брендов, потому что я не хочу становиться мейнстримным парфюмером. Если я это сделаю, мои духи начнут пахнуть так же, как раньше. Поэтому время от времени вам нужно останавливаться, чтобы к вам вернулось вдохновение.
Некоторые бренды придут к вам с рекомендациями, которым вам нужно следовать. Иногда от меня требуется переработать классику, и я поделюсь с ними некоторыми идеями и начну играть с ними в моделиста. Я буду выстраивать некоторые аккорды и создавать различные комбинации; это похоже на головоломку. Есть и другие проекты, в которых я могу делать все, что захочу. Но, как правило, я получаю большую свободу, когда дело касается дизайна духов. Я могу работать с открытой рецептурой от клиентов, я могу работать с инструкциями. С Camel вы предоставили мне большую свободу. Я представил то, что мне понравилось, а вы выбрали то, что понравилось вам. После этого мы много работали над созданием аромата. Я очень гибкий, и, думаю, мне нравятся все разные способы создания духов. В конце концов, каждый парфюм для меня как ребенок.
Какие духи, созданные вами, запомнились вам больше всего?
Конечно, некоторые из них запоминаются больше. Я не буду называть их названия, но могу сказать, что изначально они были сделаны для моей жены и дочери - более того, одно из них стало мировым бестселлером этого бренда. Недавно один бренд выпустил мой самый первый аромат, который я создал давным-давно. Однажды он пришел в офис и понюхал его пробник, и ему так понравился аромат, что он решил выпустить его для своего бренда. В этом году он представит их здесь, на выставке Esxence. Эти духи - как бы одно из моих первых детищ, и я горжусь ими.
Когда я захожу на сайт Fragrantica.com и ищу духи, созданные вами, я вижу не так уж много. Вы упомянули, что на самом деле пользуетесь другим названием. Почему это так? Просил ли вас ваш клиент не использовать ваше собственное имя?
Я использую и то, и другое одновременно, это зависит от брендов. Кристиан Карбоннель и Крис Морис - мои настоящие имена; Кристиан Морис Карбоннель - мое полное французское имя. Некоторые бренды хотят использовать Chris Maurice, потому что считают, что “парфюм, созданный Кристианом Карбоннелем из Carbonnel” - это уже перебор. Я предложил убрать одного Карбоннеля, но Крисом может быть кто угодно, поэтому я включил Мориса.
Давайте поговорим о Camel. Что пришло вам в голову, когда вы узнали, что духи будут называться “Camel”?
Мне это очень понравилось, потому что верблюды часто ассоциируются с Ближним Востоком, а я люблю восточные духи. И то, как вы хотели, чтобы пахло верблюдом, действительно очень подходило, скажем так, к моему характеру. Это совершенно противоположно технике создания большинства “французских восточных” духов, потому что часто это означает ваниль. Для меня ориентал - это арабский, а верблюжий - очень, очень арабский.
Я помню, вы упоминали, что ваши крупные клиенты - с Ближнего Востока.
В 80-х, когда мы решили расширяться, мы намеревались экспортировать продукцию Carbonnel на Ближний Восток. Люди там религиозные, и в своих ритуалах они сжигают много ароматических веществ. Они любят свои аттары, и мы предложили им в качестве альтернативы изысканные ароматы. Им понравилась идея.
Когда мы проводили это интервью, лаборантки Кристиана, Бланка и Лаурита, подошли поздороваться.
Я много лет работаю со своими лаборантками, и они дают мне ценные идеи. Они готовят мои образцы, основываясь на моей рецептуре, а также делятся со мной идеями и отзывами. Многие из моих парфюмов - это продукт слияния идей. С некоторыми парфюмерами вы не можете работать, потому что они не хотят слушать. Со мной все очень просто. Мне нравится их слушать.
И они подсказали, какие ингредиенты использовать?
Нет, дело не только в ингредиентах. Дело скорее в пропорциях ингредиентов. Мальчики и девочки пахнут по-разному, поэтому приятно иметь разные точки зрения. Это похоже на дуэль.
У вас есть любимый жанр парфюмерии?
Для меня он должен быть очень древесным, с нотками ладана. Я не люблю, когда в нем слишком много “свежести”. Знаете, есть некоторые ингредиенты, которые мне действительно не нравятся... коммерческие штучки. Мне нравятся тяжелые ноты, потому что я тренировался у своего отца. Мой папа создает восточные ароматы для Ближнего Востока с насыщенными нотами, и это то, что я чувствую с детства.
Значит, вы бы не стали пользоваться одеколоном или “свежестью”?
Никогда. Я помню, когда я был маленьким, моя мама часто душила меня одеколоном, а теперь и моего сына. Я бы сказал, нет, нет, нет, нет! Я понимаю, что это школьная среда, и вы хотите пользоваться обычным одеколоном, который подходит всем. Но я бы посоветовал своему сыну одеколон потяжелее, который будет соответствовать другому стилю.
Как вы обычно беретесь за дело или начинаете проект? Вы создаете другие аккорды?
Знаете, все уже придумано. Мне не нужно создавать все с нуля. Мне не нужно начинать с основы – я могу сразу перейти к среднему аккорду. Зависит от моего настроения. Иногда я прихожу в лабораторию и смешиваю четыре или пять ингредиентов, и у меня получается основа. Затем я говорю: "Хорошо, теперь у меня есть мускусная основа, с которой я хочу поработать, я добавлю это, это, это и это. Я перечисляю ингредиенты. Я быстро создаю рецептуру. Это похоже на строительство каркаса дома. Не могу сказать, что все духи, которые я создаю, следуют одному и тому же правилу. Некоторые проекты я начинаю с нуля, от А до Я. Иногда я просто играю с аккордами, основываясь на пожеланиях клиентов – они часто рассказывают мне о том, что им нравится или не нравится в некоторых существующих ароматах, и я пытаюсь понять, что общего. Затем я создаю базу и начинаю создавать все остальное.
В списке ингредиентов для Camel, который вы мне дали, есть ладан и благовония – чем они отличаются?
У них два разных происхождения. Я использую ладан из Омана. Мы работаем с человеком из Омана, который производит всего три килограмма ладана в год. Он срезает листья с деревьев и перегоняет их для нас. Очень, очень нишевый продукт. Мы не можем использовать этот ингредиент в продуктах массового спроса, только в нишевой парфюмерии. И еще я использую благовония из Индии, поэтому в Camel есть два сорта благовоний, из двух разных источников, с разными качествами и запахом. Вы могли бы отнести их к одному семейству и просто назвать “благовония”, но я хочу подчеркнуть разницу.
Кроме того, финики, которые мы кладем в Camel, не являются "обычными" финиками…
О, подождите – это настоящие финики?
Да, финиковые настойки из настоящих фиников! Их выращивает один из моих поставщиков на ферме. Он продает эти финики не на рынке, а только для семейного потребления. Могу сказать, что они выращены на плантациях в Аль-Айне, Объединенные Арабские Эмираты.
В Camel также содержится немного уда, но он не отличается особой крепостью и “фекальным” запахом.
Мы поставляем наш уд из всех стран, где выращивается уд на Дальнем Востоке, и каждый уд по-своему великолепен и качественен. У нас также есть собственная ферма в Лаосе. Это наше место, и у нас есть свой стандартный метод производства, гарантирующий неизменное качество.
Лаосский уд очень интересен – он очень сладкий и стойкий, и в нем есть что-то “шутливое”. Обычно вы берете один или два разных уда и добавляете к ним немного лаосского уда, чтобы сделать смесь более “округлой”.
Наконец, что вы думаете об инди-парфюмерии в сравнении с духами, разработанными такими компаниями, как Carbonnel?
Инди-парфюмерия очень интересна, потому что часто она очень креативна. Вы делаете то, что вам нравится, и это развивает парфюмерное искусство. Иногда крупные парфюмерные компании смотрят издалека и крадут отличные идеи у инди-производителей.
Аромат Camel от Zoologist выйдет 8 декабря 2017 года.
Ссылки: