Карьера Андре Фрейса родившегося в Швейцарии в 1902 году была предопределена заранее, а как еще могло быть, если его отец - Клод Фрейс был «носом» Firmenich, старший брат Жубер был автором парфюмерных творений Synarome, а сестра Жаклин сотрудничала со знаменитым домом меха Weil. Детство Андре проходило среди колб и сосудов, флаконов с ароматными эссенциями, эфирными маслами и им подобными парфюмерными компонентами. В 18 лет он меняет гражданство, решив стать подлинным французским парфюмером, а в 25 лет встреча с Жанной Ланвин, хозяйкой одноименного модного дома изменила всю его жизнь.
Жанна Ланвен была в семье, имевшей 11 детей, самой старшей дочерью, с одиннадцатилетнего возраста сама начала зарабатывать на жизнь. Еее история чем – то напоминает сказку о Золушке. В 1895 году Жанна Ланвин удачно вышла замуж за представителя старинного итальянского дворянского рода, и от этого брака родила дочь Маргерит, которая под именем Мари-Бланш де Полиньяк впоследствии стала достаточно заметной фигурой в парижском высшем свете. Любимая дочь наполнила новым смыслом жизнь Жанны, став источником для постоянного вдохновения. Пока маленькая Марго подрастала, Жанна создавала модные коллекции детской одежды в ярких, жизнерадостных и веселых тонах, затем – линию подростковой одежды, а затем – молодежной, а к 30 летнему юбилею Мари-Бланш, уже ставшей известной пианисткой, любящая мать решила преподнести необыкновенный подарок – созданный специально для нее аромат.
Именно создание этого аромата Жанна доверила молодому Андре Фрейсу, которому едва исполнилось 25 лет. Аромат должен был быть подобным музыке, прекрасной мелодии, звучащей в самом сердце, пробуждающей возвышенные и романтичные чувства.
Андре Фрейс оправдал оказанное ему доверие, создав бесспорный шедевр – аромат, который по признанию критиков, экспертов и знатоков входит в пятерку величайших духов в истории. Шедевр получил название «Агреgе». В переводе с итальянского «Агрegе» дословно означает «игра на арфе», а в качестве музыкального термина подразумевает аккорд, состоящий из стремительно перебираемых нот, что вполне соответствует поэтическому, изысканному, гармоничному и лёгкому характеру аромата. Знаменитая писательница Луиза де Вильморен очень любила этот аромат, называя его чудом изысканности, «блестящим сочетанием цветочных и фруктовых запахов, ароматов листьев и мха». При создании аромата молодой парфюмер не раз обращался за помощью к известному в то время маэстро Полю Вэкэру. В результате двухлетней работы и сочетания почти шести десятков самых изысканных компонентов, таких как болгарская роза, жасмин, чубушник, жимолость, персик, нероли, бергамот, сандал, стиракс, ваниль и другие, была создана удивительная по своей легкости и воздушности композиция, признанная образцом классического стиля.
Столь восхитительная композиция должна была иметь достойное оформление. Заказ на оформление флакона получил известный в то время художник и скульптор – декоратор Арман Рато, которому принадлежит гениальная и удивительно простая идея ставшего знаменитым «чёрного шара». Первоначально планировалось, что круглый флакон будет насыщенного синего цвета, который любила Жанна Ланвин, однако потом остановились на варианте с черным цветом. Символичен украшающий флакон золотой рисунок, принадлежащий Полю Ирибу, на котором изображены две женщины в роскошных нарядах – любящие мать и дочь, держащиеся за руки. Рисунок абсолютно соответствовал взглядам Жанны Ланвин и навсегда стал эмблемой бренда Lanvin. Не менее изысканный футляр для аромата был создан домом Cartier.
«Агреgе» можно с полным основанием назвать вершиной творчества маэстро. Созданные им впоследствии ароматы, такие как «Rumeur», «Pretexte» и «Scandale», могли бы стать гордостью любой парфюмерной марки, они отличались тонкостью и изяществом, однако, превзойти «Агреgе» не смогли.
Аромат «Scandale» появился в 1933 году. Этот женский парфюм построен вокруг кожаных нот, окруженных ореолом из можжевельника, смолы березовой коры, сухих нот дыма, обугленной древесины и табака, а также нежных цветочных тонов.
Шипровый аромат «Rumeur» вышел в свет в 1934 году. Аромат получился очень сложным, интенсивным и многослойным. Великолепная композиция обладает древесно – теплым, словно размытым характером. Ноты кожи, пачули, дубовый мох, оттенки пряного мускуса и сочных фруктов создают неповторимую ауру вокруг своей обладательницы – истинной леди, грациозной и элегантной.
В 1937 году вышел аромат «Pretexte», обладающий цветочно-альдегидным, острым и стабильным характером. Этот очень смелый и неординарный аромат раскрывается медленно, постепенно, даря чувственность и элитарность.
Великий мастер Андре Фрейс стал заметной фигурой в истории парфюмерии, внеся огромный вклад в парфюмерное искусство. Ароматы Андре Фрейса пережили своего создателя, ушедшего из жизни в 1976 году, благодаря уникальным, точно выверенным формулам они актуальны и современны и сейчас, приобретая с каждым годом все больше и больше почитателей. В 2006 году парфюмер нового поколения Фрэнсис Кюркджян переиздал аромат «Pretexte», сделав его более насыщенным и современным, добавив ему новое дыхание и новое звучание.
Сохраняются до нашего времени и семейные традиции фамилии Фрейс. Потомок Андре Фрейса Ричард в настоящее время является ведущим «носом» парфюмерной компании Caron, продолжая фамильное дело.
Духи Arpege были созданы парфюмером Andre Fraysse специально к 30-летию Marie Blanche, дочери Жанны. Ему было всего 27 лет, и он обратился за поддержкой к Paul Vacher, который спустя 20 лет придумал Miss Dior. Они вместе создали альдегидно-цветочный парфюм, один из пяти, наиболее почитаемых в парфюмерном мире.
Если Chanel №5 можно сравнивать с вазой летних цветов, то композиция Arpege является тем же букетом 3 дня спустя.
Andre Fraysse - потомственный «нос». Claude Fraysse, его отец, создавал ароматы для марки Firmenich, его сестра Jacqueline Fraysse разрабатывала духи для мехового Дома Weil. Его брат Hubert Fraysse трудился на Synarome, а впоследствии обновил аромат Arpege. Его сын Richard Fraysse работал для Caron.
Ссылки: