Оценка
Стойкость
Шлейфовость
Сложность
В 1925 году на Всероссийской хозяйственной выставке Парфюмерно- мыловаренная фабрика «Новая Заря» представила свой прекрасный аромат «Красная Москва». Немногие знали, что парфюмер Август Мишель так назвал свое изобретение, выпущенное ещё в 1913 году, посвященное Дому Романовых - «Любимый букет Императрицы». Этот аромат стал визитной карточкой не только фабрики, но и страны. В любом доме бывшего Советского Союза, где сохраняются традиции, среди старых вещей можно найти хрупкий флакончик от «Красной Москвы», вызывающий чувство ностальгии о временах, когда жили трудно, страшно, но как-то весело, с настроением и верой в прекрасное будущее.Стойкость
Шлейфовость
Сложность
Партитура аромата
Описать словами запах, наверное, еще сложнее, чем музыку. Вот, например, как охарактеризовал аромат духов « Красная Москва» советский парфюмер, автор нескольких марок духов, а также специальных и популярных книг по парфюмерии и косметике Р.А. Фридман. «Теплый и нежный, даже несколько жаркий, но интимный и мягкий. Типично женские духи. « Красная Москва» ассоциируется с изящной теплотой, игривой и кокетливой томностью, мелодичной и пластичной певучностью» — пишет он в своей работе «Покупателю о парфюмерии и косметике» (вып. 1963 года. – Прим. авт.). Сегодня хорошим парфюмом российских дам не удивить, есть что и с чем сравнивать. Тем не менее, с какими же французскими духами ассоциируется аромат « Красной Москвы» у россиянок? Ответ на этот вопрос можно найти, скажем, на страницах Интернета. Одним «Москва» напоминает, например, Chanel №5, другим – L’AirduTemps, третьим что-то еще. Ассоциаций много, и все они, естественно, сугубо индивидуальны. Между тем с «технической» точки зрения причин того, что самые известные отечественные духи могут быть похожи на мировую «классику», нет. Из доминантных нот Chanel №5 в композицию « КраснойМосквы» входит только ирис, но в творении Эрнеста Бо он не является ведущим в отличие от «Москвы». L’AirduTemps являются цветочной композицией, а « КраснаяМосква» относится к так называемым фантазийным композициям духов. На самом деле можно смело утверждать, что « Красная Москва» — абсолютно оригинальное творение, не имеющее аналогов среди современной парфюмерии.
Духи «Красная Москва» относились к фантазийной группе ароматов и описывались как «теплый и нежный. Несколько жаркий, но интимный и мягкий». Основная нота в аромате – Ирис. Кроме того в состав входят ноты гвоздики, жасмина, розы, флердоранжа, гелиотропа, цитрусов, сена и мускуса.
Легендарный флакон
Дизайн первого флакона и коробки « Красной Москвы» разработал художник Андрей Евсеев, много лет проработавший на предприятии Брокара. Ярко-красный фон коробки был расчерчен бело-золотыми перекрещивающимися экспрессивными молниеобразными линиями, также в е оформлении использовались небольшие золотые завитки. Сочетание чеканности линий с мягкостью завитков и обусловило тот авангардный стиль, который тогда начинал применяться в оформлении парфюмерной продукции во всем мире, а в нашей стране проявился впервые. Красный цвет теплый, и он отвечал теплоте аромата духов. Так же как и передающее оттенок жара золото. Завитки же означают томную игривость. Резкие изломы линий вполне соответствовали революционности названия. Форма флакона и внешняя упаковка духов с годами изменялись. Иногда духи одновременно выпускались и в разных флаконах, и в разных коробках. Особенно это практиковалось в 1950-е годы. В то время «Красную Москву» можно было увидеть и в вычурном флаконе с притертой стеклянной пробкой, и в простом по форме флаконе с завинчивающимся колпачком. Были также коробки, где круглая прямоугольная или овальная крышка-обечайка снималась с невысоких стенок основания, и просто картонные пачки. (Картонную коробку, изготовленную из одного листа и снабженную клапанами, допускается и принято называть пачкой. — Прим. авт.) В 1960-е годы пришла пора унификации, и флакон с « Красной производители все чаще помещали в пачку. Остальные варианты упаковки постепенно стали исчезать. Однако рисунок на упаковке оставался прежним. В 1970-е вдруг решили изменить оформление пачки. Прежний рисунок из зигзагообразных линий и завитков исчез, остался лишь красный цвет, но двух оттенков: темного и светлого. Вертикальная граница между темно- и светло-красным цветом делила коробку точно посередине, а на границе располагалась золотая буква «М», стилизованная под зубец кремлевской стены.
Не только духи…
Постепенно линейка продуктов под торговой маркой « Красная Москва» расширялась: под тем же названием стали выпускаться пудра, мыло, одеколон, а затем и парфюмерная вода. При этом стоит отметить, что брендовая линейка в СССР встречалась, пожалуй, лишь в парфюмерно-косметической отрасли. Ну а «пионером» здесь стала « Красная Москва». Эти товары продавались как по отдельности, так и в наборе. Коробки для наборов форму время от времени изменяли, однако высокое качество их оформления всегда оставалось неизменным. Это был по-настоящему подарочный набор. Причем недешевый, учитывая и шикарность футляра, в некоторых вариантах которого использовались бархат, шелк, кружева и ленты; и относительную дороговизну входящих в набор товаров. Состав наборов менялся — линейка была и полной, и «укороченной». Между тем с 1960-х годов в них перестал входить одеколон. Причина, видимо, кроется в том, что к тому времени в нашей стране он стал считаться мужским средством гигиены. Поэтому и исчез из наборов, предназначенных для женщин.
Говорить о том, что у всех товаров линейки был одинаковый аромат, нельзя. Во многом близкий, но никак не одинаковый. Одеколон отличался от духов хотя бы потому, что это все-таки продукт для мужчин, соответственно, его отличает стойкость аромата. Кроме того, в нем в качестве начальной ноты присутствует кориандр, отсутствующий в духах. На запахи мыла и пудры влияла разная технология изготовления. Например, в пудре, кремах, губных помадах не рекомендовалось использовать гелиотроп из-за его раздражающего действия на кожу в сухом виде. А вот при производстве мыла гелиотроп, правда, в иной концентрации, чем для духов, использовался очень активно. Об этом можно узнать, например, из «Технологии парфюмерии» Р.А. Фридмана (М., Пищепромиздат, 1949. — Прим. авт.). Последнее время специалисты фабрики «Новая заря» уделяют особое внимание косметическому производству. Особое «ноу-хау» фабрики — выпуск косметических серий с ароматом самых популярных парфюмов. Поэтому не случайно все серии называются парфюмерно-косметическими. Особую гордость косметологи испытывают, перечисляя ассортиментный ряд каждой линии, в самой маленькой насчитывается 5 продуктов, в самой большой 20 средств. В каждую серию включены все этапы ухода за телом, кожей лица и волосами. Последние несколько лет парфюмерно-косметические серии фабрики выпускаются в тубах, качество которых соответствует мировому уровню и не уступает упаковке знаменитых западных косметических гигантов, а иногда и превосходит ее. На сегодняшний день в ассортименте фабрики уже 15 женских серий, 9 мужских и 2 детских парфюмерно-косметических серии. Ни у одного другого российского производителя нет такой внушительной и качественной косметической коллекции.
В даль времен
Высокое качество продукции «Новой зари» было оценено в 1958 году. Тогда на выставке Брюсселе духи « Красная Москва» получили золотую медаль. Это стало верхом признания их качества. А в 2000-м (42 года спустя!) на Международной выставке - ярмарке парфюмерной продукции - снова Гран-при! Еще до получения медали «Красную Москву» начали «двигать» на рынки Европы. После же брюссельского успеха деятельность по продвижению духов активизировалась. Но в отличие от другого брюссельского триумфатора того же года — водки «Столичная», которую тоже примерно в это же время начали экспортировать, « Красная Москва» не стала особо популярным советским товаром в мире, за исключением стран социалистического лагеря. Причина не в качестве духов, а скорее, в неумении советских внешнеторговых организаций правильно продвигать парфюмерию на рынок, прочно занятый известнейшими, прежде всего французскими, компаниями. С водкой легче — она всегда ассоциировалась с Россией. Внутри страны с духами «Новой зари» успешно конкурировали и духи других производителей, прежде всего ленинградской фабрики «Северное сияние» и латвийской «Дзинтарс». До недавнего времени вся продукция фабрики выходила со столь знакомыми и любимыми вензелями «НЗ» — «Новая Заря». Но теперь в фирменных салонах «Новой Зари» на полках появилась косметика и парфюмерия с новым названием «NouvelleEtoile» — это продукция совместного российско-французского предприятия, российскую сторону в котором представляет «Новая Заря». Вся продукция по-прежнему производится в России, на производственных линия фабрики «Новая Заря»
Ссылки: