Утащила с
https://parfum.vinta...oe-sijanie.html
"Северное сияние"
Парфюмерная фабрика северное сияние
Кандидат химических наук Н. ТРЕЙГЕР
С парфюмерами фабрики «Северное сияние» я познакомилась по долгу службы. По специальности я химик. Моя тогдашняя работа заключалась в анализе импортных эфирных масел. Но давать парфюмерную оценку прибывшим маслам имели право только специалисты, и я шла к ним на ленинградскую парфюмерную фабрику «Северное сияние».
В тот первый раз, когда я к ним пришла, я была для них еще и «подопытным кроликом», голосом среднего потребителя их продукции.. Мне дали флакон духов, чуть темноватых по цвету, без этикетки: «Понюхайте — нравится?»
Помню свой затрудненный, нерешительный ответ: «Знаете,.. Вот я представляю себе женщину лет сорока пяти — пятидесяти... немного полную. На ней строгий синий костюм с белой блузкой... Нарядная, подтянутая, она входит в зал на какое-то торжественное собрание или концерт... Вот для такой женщины эти духи...»
Парфюмеры негромко рассмеялись. Переглянулись.
«Все правильно. И именно такая женщина их и сочинила».
Духи назывались «Опера»; автором их была Белла Львовна Гутцайт, бывший главный парфюмер фабрики,— сейчас она на пенсии.
С того раза я стала гораздо увереннее в своих оценках, уже не стеснялась высказывать вслух свои самые разные впечатления — «ассоциации».
Насчет духов «Таллин», которые сочинила Марина Александровна Сомова, мы, например, разговаривали с ней так. Я понюхала и удивилась: «Но город Таллин для меня совсем не такой! Серый, каменный, пасмурный...» Она мне: «А ты богда в нем была? Осенью? А я летом; и он был весь зеленым и каким-то коричнево-бархатистым, как мох, как мягкая коричневая замша...»
При запахе других духов чудился сад — немного запущенный, в летних сумерках, с сиренью... И я уже сама подбирала эпитеты к запахам: «зеленый, светлый, веселый» или «темный, горький», или «теплый, спокойный» и еще многие другие в разных сочетаниях.