Старшее поколение
У моего отца было два брата и три сестры.
Старший из братьев вскоре после революции был расстрелян "белыми" ( ему было около 18-ти). Дальше шли - сестра Таня и сестра Аня, потом - брат Коля (он погиб в Великую Отечественную. Собственно,пропал без вести, И только много лет спустя сестры нашли его фамилию на одной из братских могил под Сталинградом). Дальше- мой папа, Сашка-Шурупчик, потому что хорошо в науках "шурупил", и младшая - Томка.
После гибели старшего осталась дружная компания, с большим разрывом в возрасте, но - не-разлей-вода! Дети простого крестьянина Кировского уезда, переехавшего в Красноярск в поисках более стабильного заработка, и получившего "свидетельство о переходе в мещанское звание с присвоением новой фамилии- Иванов", (это -1913 год)- они были грамотны, хорошо воспитаны, хорошо начитаны, дружны, "этикетны"... интеллигентны - не подберу другого слова!
Как и в любой семье, и тогда, и сейчас, у них в ходу были разные словечки. Сейчас они неведомы, забыты... Мне кое-что из воспоминаний отца и тетушек перепало.
Вот, например, дружнейшая компания проводит время сама с собой, в отсутствие взрослых: шарады, прятки, карты... И кто-то вдруг чихнул. Тут раздается дружный хор: "Салфет Вашей милости!" - Ответ чихнувшего следует немедленно:"Красота, Ваша честь!" - вежливость соблюдена.
А вот в разгар карточной игры кому-то из молодых организмов приспичило (пардон-с,) пукнуть... А прерывать игру на выход за уголок нельзя никак, да и организм может не стерпеть! Тогда восклицали:" Перпете мепете?!" На что предельно-вежливые товарищи по карточной партии степенно отвечали: "Сель ву пле!" - и можно было пукнуть (скромно, по возможности). Общество, изящно обмахиваясь карточными "веерами", басило: " Амбрэ-э-э, амбрэ-э-э!.." После чего инцидент считался исчерпанным.
... Шли годы. Дети выросли. Младшая -Томка -круглолицая, статная, быстроглазая, поразила всех небывалыми волосами. Они росли густо и быстро. Две косы до пят БУКВАЛЬНО! Толщиною в руку, БУКВАЛЬНО опять! Стричь - мать не разрешала! Мыли и расчесывали по полдня - всей семьей! Из волос выстригали под корень там и сям пряди, чтобы голову могла держать под этой массой!
Во время Великой Отечественной переболела тифом, через полгода - возвратным тифом. Первый раз тетю Тому побрили налысо (вши!) - и волосы отросли за полгода до талии, второй раз побрили - и через полгода волосы были до лодыжек! Она взмолилась к матери:"Разреши хоть до пят не отращивать!" - Разрешила...
... Суровой зимой 1943-го две сестры шли пешком с левого берега Красноярска, через мост, - на правый. На Левом берегу училась в Красноярском Университете старшая - Анна, на правом - они жили в старом деревянном домике. Анна, хоть и старшая,- и ростом была поменьше, и комплекцией полегче - пичуга, в общем. Но характер был железный, нрав - тяжелый, любое слово - закон для младших. Тома - на десять лет младше нее: румянец во всю щеку, крепкие сибирские ноги, косы опять же, хохотушка и болтушка! И вот, только они минуют мост через Енисей, их догоняет какой-то огромного роста зловещего вида детина, молча и грубо толкает Тому в сугроб и хватает Анину меховую муфту ( такое ,знаете, минувших лет изделие - не то сумочка на веревочке, не то двойные варежки) - и намеревается бежать. Но тетя Аня, как та маленькая бульдожка, в муфточку вцепившись, нипочем ее отпускать не желает! Они кружат на одном месте, причем субтильная тетя Аня летает вокруг крупнокорпусного детины, как болонка вокруг сенбернара, только при этом еще они муфточку туда-сюда тянут. Ну, сколько это длилось? Секунд пять, не больше! Томка выкарабкалась из сугроба и с разинутым ртом смотрит... Тут Анна издает вообще небывалый для ее комплекции звук (так, сейчас в кино, видимо, колдунов или зомби озвучивают- три-четыре голоса в один сводят, да и с тремором еще): " То-о-о-мка-а-а! Да-а-ава-а-ай нага-а-ан!!!"
Детина на микросекунду замер, выпустил муфточку-и чухнул через мост в обратном направлении!...
... Тетя Аня поднялась на ноги, надела муфточку, отряхнула старенькую шубейку, взяла за руку тетю Тому и сказала своим обычным голосом: "Пошли...". Шагов через двадцать тетя Тома с интересом спорила:"Какой наган?" - "Сука!",-ответствовала ее сестра. Ответ относился к детине (хоть он и был мужского пола) , и это было, возможно, первое и последнее в жизни ругательство средней из моих тетушек.
Сообщение отредактировал sibirochka: 15 Декабрь 2013 - 03:09