Самые популярные из них: Givaudan, Firmenich, IFF, Symrise, Robertet, Takasago, Mane, Drom. Они производят не только ароматические молекулы для парфюмерного рынка, но и разрабатывают отдушки для косметических средств, стиральных порошков, мыльной продукции, а также пищевые ароматизаторы. В штате каждого представительства арома-гигантов числится около 10-15 парфюмеров, которые тесно работают в паре с ассистентами и эвалюаторами.
Большинство брендов, например, Dior, Gucci, Chanel, Prada, Calvin Clein, занимаются исключительно производством одежды, а парфюмы заказывают как раз в специализированных компаниях, о которых мы говорили выше. Разработка аромата для бренда начинается после составления так называемого «брифа», где отражаются потребительские требования. Эвалюаторы выступают в роли связующего звена между владельцем торговой марки и парфюмером, являясь одновременно переводчиками с человеческого языка на технический и маркетинговый.
Эвалюатор означает «оценщик», но к нему также применимы синонимы — критик, ценитель, аналитик, аннотатор, эксперт, комментатор, обозреватель, судья и диагност. Суть работы оценщиков заключается в том, чтобы соединить сиюминутные потребности бренда и вкусы покупателей, а потом донести это понимание парфюмеру. Для этого нужно тонко чувствовать потребительский рынок, знать предпочтения и вкус покупателя, представлять себе цели и миссию бренда, переводить с языка клиентов, маркетологов, бренд-менеджеров на язык парфюмеров и обратно.
После того, как парфюмер получил задание, он создает несколько вариантов, которые эвалюатор оценивает на соответствие брифу и выбирает наилучшие, попутно предлагая определенные направления развития («усилить диффузию», «акцентировать цитрусовый аккорд», «добавить ягод» и пр. ). Процесс улучшения композиций продолжается до тех пор, пока они не станут достойными, чтобы показать их клиенту. После одобрения клиентом и выигранного брифа, парфюм продолжает совершенствоваться под руководством оценщика.
Эвалюаторы — правая рука парфюмеров. Они должны досконально знать мировой рынок парфюмерии, поскольку у разных стран различные вкусы, и иметь богатый словарный запас для описания запаха. Допустим, «свежий, искристый и чувственный» аромат можно интерпретировать многими способами: в Мексике «искристыми» будут ноты розы, а в Колумбии считают «искристыми» ноты красных ягод. Нота лимонного сорго для мексиканцев будет «свежей», а для колумбийцев — «очищающей».
Эвалюаторы редко работают в парфюмерных домах, обычно они являются штатными единицами крупных корпораций. Но иногда создают собственные компании, как Ann Gottlieb Associates, которую основала Анна Готтлиб для консультации американских брендов Calvin Klein, Mark Jacobs, Carolina Herrera и других. Кроме того, её клиентами являются косметика Caress и Vaseline, мыло Lux и Dove, дезодоранты Rexona и Axe. Анна так описывает свою профессию: «Создание захватывающего, запоминающегося и абсолютно уникального аромата является довольно большой частью стоящей перед нами задачи. Однако нашей целью является ни больше, ни меньше — а создание аромата, который станет ольфакторным символом компании, бренда или личности».
Создав хит вместе с парфюмером, эвалюатор становится известным в индустрии, но не для публики. Он может работать сразу со многими брендами, причем не делает разницы между массовыми недорогими ароматами и роскошными парфюмами известных домов. Наоборот, интереснее всего работа протекает над духами широкого охвата и доступной стоимости. Самое сложное в таинственной профессии — оставаться объективным, не учитывать собственные вкусы, предпочтения и нелюбовь к отдельным нотам, аккордам.
Считается, что профессия эвалюатора возникла в 70-80-х годах прошлого столетия, когда индустрии потребовались дополнительные ольфакторные эксперты, помимо парфюмеров. Оценщики помогали ускорить процесс создания ароматов и коллекций парфюмеров, которые могли больше времени уделять совершенствованию композиций. При одновременной работе над 10-20 проектами парфюмерам требуется кто-то, кто расскажет о ДНК клиента и его уже существующих ароматах. Работа эвалюатора напоминает действие навигатора, который читает карту и оперативно подсказывает направление.
Известный французский парфюмер Жан-Клод Эллена говорил об этой профессии, как о побочном продукте парфюмерных школ. Каждая школа набирает не больше 20 студентов: из них парфюмерами станут только человек 10-12, остальные пойдут работать контролерами качества, эвалюаторами, менеджерами производства. Чтобы поступить в общедоступную парфюмерную школу ISIPCA и стать эвалюатором, нужно знать французский язык (обучение ведется именно на нем) и иметь прекрасные познания в химии.
После двухлетнего обучения эвалюаторы начинают свой путь с лабораторных техников и ассистентов, изучая запахи сначала врозь, а потом в композициях. Так формируется их собственная библиотека ароматов, с которой им придется работать всю жизнь. Оценщики тренируют свой нос, чтобы не уставать и не терять четкости в течение целого рабочего дня. Несколько лет они изучают каждый компонент в разных парфюмерных средах: шампунях, кондиционерах, лосьонах, туалетной воде. Никаких экзаменов эвалюаторы не сдают, в каждой компании существует свой индивидуальный метод отбора. В некоторых, например, проводят тестирование кандидата с закрытыми глазами на узнавание компонентов.
Многие эвалюаторы, проработавшие значительное количество времени за спинами парфюмеров, уверены, что их работа должна быть завуалирована успехами компании. Они не хотят быть в свете прожекторов и купаться в лучах славы. Для них гораздо важнее быть счастливыми эвалюаторами, чем… несчастными парфюмерами. Вот такие они — «серые кардиналы» парфюмерии.
По материалам Спеллсмелл
Ссылки:
Confirm Delete
Manage Comments