Она росла в обыкновенной советской семье, которая кочевала по городам и весям необъятного СССР вслед за отцом — сотрудником НКВД.
Нина в детстве часто болела. Ее бесконечно мучил насморк, и бабушка, боясь, что внучка потеряет обоняние, постоянно заставляла ее нюхать различные жидкости, налитые в одинаковые пузырьки: лекарства, одеколон, керосин... Девочка добросовестно нюхала, пытаясь преодолеть вечную простуду. Благодаря бабушкиной заботе Нина Зейская станет потом одним из лучших советских парфюмеров…
После войны Нина закончила технологический институт и получила направление в Ленинград, на знаменитую фабрику «Северное сияние». Здесь ей улыбнулась удача: по решению Совета Министров СССР в Москве были организованы двухгодичные высшие курсы парфюмеров. Профессия эта была новой — во всем Союзе тогда насчитывалось лишь трое профессиональных парфюмеров. Главным критерием отбора на курсы служило качество обоняния. Испытуемым давали десять проб, смоченных сходными маслами, и нужно было четко определить каждое из них. Вот где пригодилась бабушкина наука: только Нина назвала верно все десять.
Первые свои духи она изготовила в Харькове и в честь Украины назвала их «Украинская ночь». Духи были созданы на основе эфирного масла ладанника и обладали тонким оригинальным запахом. Но тут случилось непредвиденное: дегустационный совет, находящийся в Москве, дал «Украинской ночи» неожиданно низкую оценку. Как полагали в Харькове, это было связано с тем, что москвичи не хотели терять монополию на производство парфюмерии и давать зеленый свет духам малоизвестной фабрики. Казалось, преодолеть сопротивление чиновников невозможно. Тогда подруга Нины Зейской, москвичка, на свой страх и риск преподнесла флакон духов знакомой актрисе Большого театра. Запах необычайно понравился не только актрисе, но и ее коллегам, и вскоре дегустационный совет получил письмо в поддержку «Украинской ночи», подписанное столь известными именами, что ему ничего не оставалось, кроме как рекомендовать духи к широкому производству.
Но главная удача Нины была еще впереди, и, как ни странно, способствовала ей в этом внешняя политика Советского Союза. В те годы дружба с Индией была в самом разгаре. На всю страну гремел знаменитый лозунг «Хинди, руси — бхаи-бхаи!» — русский с индусом братья навек. В СССР шли потоком индийские товары, в том числе и сандаловое масло. В результате на парфюмерных фабриках страны его скопилось огромное количество — в одном только Харькове было около пяти тонн. Никто не представлял, как можно реализовать эти промышленные масштабы, и специалисты получили социальный заказ: срочно изготовить духи на основе сандала.
— Я сразу представила себе запах, который они должны иметь: своеобразный, немного экзотичный, в котором бы соединились наши представления о далекой южной стране, — вспоминает Нина Павловна. — Еще не было самих духов, но запах уже существовал в моем воображении. И я просто села к столу и написала его рецептуру. Мне понадобилось внести всего две правки, и я поняла, что формула готова…
Духи получили название «Индийский сандал» и в 1958 году были запущены в производство. Их успех превзошел все ожидания. Московские и ленинградские фабрики были посрамлены: в провинциальном Харькове создали шедевр, который по популярности стал соперничать с «Красной Москвой». Для духов была разработана упаковка с изображением индийской танцовщицы, и вскоре они пошли на экспорт в десятки стран.
В одном из интервью Алла Пугачева признавалась, что воспоминания молодости для нее неразрывно связаны с запахом «Индийского сандала»…
За годы работы в парфюмерномпроизводстве Нине Зейской были созданы более сорока видов духов, кремов, лосьонов. Она хотела написать роман о духах — легкий, красивый, воздушный. Но на него не хватило времени. Хватило только на три небольших сборника стихотворений, которые вышли в Крыму, куда Нина Павловна переехала в шестидесятые годы и где стала главным парфюмером Всесоюзного НИИ эфиромасличных культур.
Ссылки: