Мир запахов всегда окружал людей, естественно, что и человек возжелал придать собственному телу приятный запах. Длительное время для этого использовали ароматичные масла, смолы и порошки. Когда арабы изобрели дистиллятор, появились 1-ые пробы сотворения прообразов известного нам одеколона – смесей эфирных масел и ароматичных смол в виноградовом спирте. Но широкого распространения они не получили. Почаще на спирту изготавливались настойки для потребления не в косметических, а в целительных целях.
Считается, что изготовка для реализации смесей ароматичных масел в виноградовом спирте началось парфюмерами Флоренции сначала XVII века. Датой же рождения известного одеколона именуют Одна тыща семьсот девять год. Вышло это в Кельне, где выходец из Италии Джованни Мария Фарина содержал парфюмерную лавку. Джованни от дяди, Паоло Феминиса, достался рецепт благоуханной воды, состоящей из раствора спирта с примесью розмарина, лаванды и бергамота, который он решил усовершенствовать.
За базу нового состава Джованни взял масла цитрусовых (лимона, апельсина, мандарина, грейпфрута), к которым добавил масла кедра, бергамота и неких травок. Работая над рецептурой, он так охарактеризовал её в письме брату: «Мой запах припоминает вешнее утро в Италии после дождика, апельсины, лимоны, грейпфрут, бергамот, цедрат, цветочки и травки моей родины». Заглавие придуманному благоуханному раствору создатель отдал в честь городка, где это вышло, – Eau de Cologne (Кельнская вода).
Нельзя сказать, что одеколон сразу начал победное шествие по планетке. На парфюмерную новинку спрос был, создание увеличивалось, но за границы Кельна она особо не выходила, хотя путники и негоцианты начали равномерно развозить её по Европе. Как ни удивительно, распространению одеколона поспособствовала война.
В период Семилетней войны (1756–1763 гг.), в которую оказались вовлечены многие европейские страны, Кельн захватили французские войска под командованием графа Клермона. Бравым французским воякам одеколон, обладавший приятным запахом, отлично дезинфицировавший кожу и помогавший скрывать запах пота, пришелся по нраву. Благодаря военным, скоро одеколон оказался в Париже, где стремительно захватил широкую популярность. Вот тогда и началось его бурное распространение по Европе.
Французская знать, невзирая на неповторимые манеры и богатые облачения, особо гигиеной себя не напрягала. Так сложилось исторически, еще российская княжна Анна, ставшая царицой Франции, сетовала папе в Киев, что в Париже не умываются и вонь стоит ужасная. Потому одеколон, помогавший замаскировать запах потных и немытых тел, оказался как нельзя кстати. Его стали закупать в огромном количестве, и для сделанной Джованни Фариной компании наступил период благоденствия.
Тогда применение одеколона еще не было прерогативой парней. Им практически поливали себя и дамы. При французском дворе особенной фанаткой благоуханной новинки стала мадам Дюбарри, победительница Людовика XV.
Тогда же «Кельнская вода» попала в Россию, её подарил Екатерине II прошлый противник в Семилетней войне повелитель Пруссии Фридрих II. Императрице новинка приглянулась. Естественно, что одеколон здесь же стал очень популярен в придворной среде, а потом и посреди дворян. Пыл дворян в употреблении одеколона незначительно поумерил Павел I, но его царствование было маленьким. Новенькому императору, Александру I, опять стали привозить одеколон из Кельна.
Кстати, главный военный противник Александра, Наполеон Бонапарт, тоже очень обожал одеколон, который, по его воззрению, содействовал просветлению мозгов. Французский правитель не ограничивался применением одеколона по прямому предназначению. Он полоскал им гортань, капал его на сахар, с которым пил чай (видимо, в потреблении одеколона вовнутрь он существенно обогнал наших выпивох), добавлял его в воду, когда воспринимал ванны. По свидетельству современников, раз в день Наполеону требовалось до Двенадцать флаконов одеколона.
К концу XIX века в мире уже выполнялось много разных парфюмерных средств на базе спиртовых смесей, но именитый «Eau de Cologne» продолжал задерживать первенство, и компания, сделанная Джованни Фариной, поставляла его ко многим монаршим дворам Европы.
Появились свои одеколоны и в Рф. А именно, их созданием занимался столичный филиал конторы известного парфюмера Франсуа Коти. Конкретно он изобрел настолько возлюбленный мужиками в Русском Союзе одеколон «Шипр».
В наше время одеколон продолжает воспользоваться высочайшей популярностью, хотя её незначительно пошатнули разные туалетные воды, дезодоранты, лосьоны и бальзамы после бритья. У нас же есть и своя специфичность, крепко вошедшая в смешные рассказы. В народе даже сложилось убеждение, что «Тройной» одеколон предназначен не настолько для внешнего, сколь для внутреннего употребления. Видимо, пример Наполеона оказался заразным.
На родине «Кельнской воды» свято хранят память о именитом «Eau de Cologne» и его создателе, сделавшими их город обширно известным. Тут сотворен большой музей, в каком можно проследить всю историю «Кельнской воды», узреть подлинные приспособления и девайсы, которыми воспользовался Джованни Фарина, «продегустировать» запахи. Сохранились даже уникальные флаконы, в каких именитая «Eau de Cologne» поставлялась европейским монархам.
Музей обожают посещать туристы, многие из которых после знакомства с историей известной «Кельнской воды» приобретают на память роскошный флакончик подлинной «Eau de Cologne». Сувенир не дешев, но умопомрачительный запах, которому уже Триста лет, того стоит.
Ссылки: