Название происходит от древнегреческого συκόμορος (sūkomoros), что означает "инжир-шелковица".
Родиной считается Египет (Пс. 77:47). Произрастает в дикой природе в Макаронезии, Египте, Восточной, Западной и Южной Африке, Анголе и Камеруне, на Мадагаскаре и на Аравийском полуострове.
Сикомор достигает 16 метров высоты, обладает мощной кроной. В кроне сикомора сидел Закхей, высматривая Иисуса Христа (Лк. 19:4; в синодальном переводе говорится о смоковнице).
Сикомор имеет плотную и прочную древесину. Древесина употреблялась для столярных работ (Ис. 9:10), в Древнем Египте — на саркофаги.
С древности культивируется из-за съедобных плодов (оранжево-розовые фиги 25—50 мм в диаметре), напоминающих винную ягоду, фигу. О собирании плодов сикомора говорится в Библии (Амос. 7:14). Сикомор до сих пор культивируют в Иордании и на Кипре. Сикомор используется в медицине.
Название «сикомор», часто применяемое к белому клёну, особенно в англоязычных странах, первоначально принадлежит виду фикуса Сикомор (Ficus sycomorus L.), растущему в Юго-Восточной Азии (именно это, вероятно, — тот сикомор, или сикамор, растение, родственное смоковнице, которое упоминается в Библии); позднее его стали применять по отношению к явору и к некоторым другим деревьям (платан) по причине некоторого кажущегося сходства в форме листьев.
Прежде всего, следует пояснить, о каком именно дереве идет речь. Дело в том, что названия “сикомора”, “сикомор”, “сикамора” и “сикамор” используются для обозначения целого ряда растений (деревьев). В частности, иногда так называют некоторые американские по происхождению деревья, прежде всего, планеру водную (Planera aquatica), платан западный (Platanus occidentalis), явор или клен ложноплатановый (Acer pseudoplatanus). Данная практика вполне правомочна, но названия этих растений следует писать через букву “а”, т.е. “сикамора” или “сикамор”.
Наш же очерк посвящен настоящей сикоморе – дереву из семейства тутовых (Moraceae) и рода фикусов (Ficus). Это родственник инжира, но с более мелкими, хотя и тоже съедобными, плодами. Птицы, например плодоядные голуби, и местные жители их едят, но, на мой взгляд, их гастрономические достоинства невелики. Растет оно в Египте, Эфиопии и в целом ряде других районов Северной Африки и Ближней Азии.
Мифология:
Широкое распространение этого величественного ветвистого дерева не могло не привлечь к нему внимания народов, населяющих территории, где оно встречается. Тем более что как биологические, так и мистические его свойства всегда давали для этого все основания. Наряду с финиковой пальмой, сикомора являлась одним из главных священных деревьев этих мест.
Различные области Древнего Египта даже назывались именем этого священного дерева. Среди них можно назвать Землю Сикоморы, где росла “Сикомора Юга”. Она почиталась как живое тело Хатхор, которую там называли хозяйкой Южной Сикоморы.
Для древних египтян сикомора являлась одним из растений, являющихся символом Древа Жизни. Именно с ней связывалась в Египте идея вечной жизни. В “Текстах Пирамид” (916) говорится о высокой сикоморе у восточного неба, на склоненных ветвях которой подобно птицам сидят боги. В связи с этим сикомора является формой проявления богини Неба Нут, которая своего мертвого сына Осириса должна “заслонить и его душу в своих ветвях омолодить”. Идея о ежесуточном возрождении жизни и света отражена в свидетельстве о “двух сикоморах из бирюзы” (“Книга Мертвых”, гл. 109), стоящих у восточных врат неба, из которых ежедневно выезжает по утрам Ра.
Богиней или хозяйкой сикоморы является Хатхор, великая богиня Неба, плодородия и любви. Хатхор обитает в стволе этого дерева, стоящего на тропе в иной мир, и питает умерших соком и плодами сикоморы. Человек, отведав даров Хатхор, получает новые духовные силы и возможность двигаться дальше, продолжая великое путешествие в Вечности. На Рисунке 2 воспроизведена виньетка из “Папируса Ну”, на которой изображается рука Хатхор, вырастающая прямо из дерева и утоляющая жажду усопшего. Аналогичные композиции довольно широко распространены в Египте, например, они встречаются и в росписях гробниц Нового царства. Поскольку Хатхор одновременно является госпожой финиковой пальмы, встречаются также изображения своеобразного дерева-гибрида – сикоморы, из которой вырастает финиковая пальма. В частности, известно изображение нескольких поколений известной семьи, получающих дары с Древа Жизни в виде такой “Сикоморовой Пальмы”. С верхушки дерева спускается Хатхор, одной рукой протягивающая поднос с финиками, а другой – льющая воду из вазы.
Культ “Хатхор, хозяйки сикоморы”, существовавший неподалеку от Мемфиса, относится к старейшим культам этого дерева. Существовали даже специальные жрицы Сикоморы. На Рисунке 3 воспроизведен фрагмент сцены поклонения священному дереву Сикоморе из росписи гробницы Усерхета (Фивы, XIX династия, XIV в. до н.э.). В огромной зале храма в Гелиополисе некогда стояла очень древняя сикомора, про которую говорили, что бог Тот и богиня Сефчет, “покровительница письменности, повелительница книг”, написали на ее листьях имя фараона. Бог Атум, следуя их примеру, “написал свое имя на этом благородном дереве своими собственными пальцами”. По мнению профессора Масперо, дерево в Матариях, называвшееся Деревом Девственницы, было потомком этой Священной Сикоморы из Гелиополиса.
Сикомора связана также и с другими богами, в частности, с Артемидой Эфесской. А позднеегипетское культовое место бога-крокодила Сухоса называется “Дом сикоморы”.
Практическая магия:
Помимо того, что сикомора почитается в тех местах, где она произрастает, как священное дерево, само общение с которым одаряет человека щедрыми дарами, его отдельные части издревле используются в практической магии. Например, в Египте листья сикоморы имели значение амулета, так как они, как сказано, способствуют “многим вещам”. На мой взгляд, сухие листья сикоморы, добавленные к другим травам и носимые в ладанке, выступают в роли своего рода катализатора, способствуют усилению намерения, активизируют ту функцию, которую данная ладанка должна выполнять.
Некоторые народы Эфиопии, в частности амхарцы, застывший сок этого дерева используется в очистительных обрядах и для борьбы с враждебными сущностями. Мне довелось наблюдать в Амхаре технологию изготовления пригодных для этих целей магических предметов, называемых здесь “гома”. Утром на коре дерева острым камнем пробиваются многочисленные глубокие отверстия. Металлические предметы, типа ножа и топора, считаются для этого непригодными. Через отверстия вытекает млечный сок. Свежий сок жидкий, сладковатый со специфическим мягким вкусом, на зубах застывает пленкой.
Поскольку сок быстро густеет на воздухе, для сбора необходимого количества сырья отверстий должно быть пробито достаточно много. Под воздействием воздуха и жаркого африканского солнца сок густеет и превращается в полупрозрачную красновато-коричневую массу. Через несколько часов, обычно уже ближе к вечеру эфиоп возвращается к дереву и собирает эту массу. Предварительно он заготавливает сухие прутики любых имеющихся под рукой кустов. Длина этих прутиков обычно составляет около 40-60 см, а толщина – миллиметров 5-7. Собранный загустевший сок сикоморы сборщик небольшими порциями жует, в результате чего он становится непрозрачным и розовато-бежевым. Кроме того, меняются его физические свойства, он становится эластичным, по консистенции очень похожим на обычную жевательную резинку. Подготовленная таким образом масса по спирали тонким слоем наматывается на сухой прутик, так что он в конце концов оказывается целиком и равномерно ею покрыт. Оставляется лишь небольшой кусочек с одного из концов прута, за который его можно держать или закрепить.
Через какое-то время сок высыхает и становится более хрупким, но использовать полученное изделие можно как сразу, так и спустя месяцы и даже годы. Если изготовленную таким образом “свечку” поджечь, она горит подобно лучине или обычной восковой свече. Однако, при этом выделяется черный дым и запах жженой резины, что обусловлено химическим составом сока фикуса. Напомним, что растения этого рода являются каучуконосами. Зато, если огонь осторожно задуть, гома начинает тлеть почти также, как тлеют восточные ароматические палочки. Дым становится белым, имеющим не сильный, но достаточно приятный характерный запах. Впрочем, слабый оттенок горящей резины можно уловить и в нем. Так или иначе, используя тлеющие гома, эфиопы изгоняют из помещения враждебных его обитателям сущностей, не допускают их проникновения в дом, отгоняют их при проведении ритуалов. Поскольку при изготовлении гома никакие химические вещества, поддерживающие тление, например селитра, не используются, через некоторое время гома тухнет. Тогда ее поджигают повторно. Впрочем, часто времени тления бывает вполне достаточно для выполнения необходимой процедуры.
Добавлю лишь, что я покупал такие, изготовленные при мне гома, у местных жителей по символической цене в 1 бырр (10-15 американских центов) за штуку. Я многократно пользовался привезенными из Эфиопии гома дома и остался вполне доволен результатами. Столь же успешным опыт использования этого магического инструмента был у Лагуны.
Что касается древесины сикоморы, то, как правило, она характеризуется как довольно твердая. Однако, деревья, с которыми мне приходилось работать, имели сравнительно легкую и лишь слегка более твердую, по сравнению со средними величинами, древесину. Возможно, ее физические характеристики связаны с районом и условиями произрастания дерева.
В Эфиопии я несколько месяцев присматривался к этим деревьям, вертел в руках разные куски древесины сикоморы и никак не мог понять их свойств. Проблема была в том, что все они были... разными. Совсем разными! Были деревья - реципиенты энергии, почти вампиры, но были и доноры. Были деревяшки, активизирующие мою собственную энергию, но были и успокаивающие, стабилизирующие ее. Было лишь одно свойство, общее для них всех. Это исходящее от них ощущение уверенности. Будь то уверенное спокойствие, или уверенный и ровный напор.
Разгадка пришла неожиданно. Однажды, бродя в очередной раз вокруг сикоморы, я поднял голову и вдруг с удивлением увидел, что часть "ее" веток несет совершенно другие по форме листья. Присмотревшись внимательнее, я обнаружил, что все эти отличающиеся ветки отходят от единой точки в развилке нормальной толстой ветви дерева. От нее же вниз, в землю уходят плотно прижатые к стволу сикоморы корни. Ствол сикоморы часто настолько узловат, что вычленить их глазом на его поверхности, если не присматриваться, порой сложно.
Прояснилась ситуация довольно легко. Оказалась, что многочисленные древовидные фикусы, к которым относится и сикомора, часто вступают друг с другом в симбионтные взаимоотношения. Семечко одного вида попадает в какую-нибудь трещину на коре взрослого дерева другого вида, там оно прорастает и начинает тянуть ветви к солнцу, а корни к земле. В Азии существуют даже специализированные паразиты, так называемые "фикусы - душители", которые довольно быстро оплетают весь ствол дерева - хозяина и постепенно "душат" его, так, что в конце концов оно гибнет.
Взаимоотношения между эфиопскими древовидными фикусами не столь жестоки. Настоящих, специализированных паразитов я там не встречал. Возможно они и существуют, но к нашей теме отношения не имеют. Часто молодое дерево, растущее поверх какого-то другого, является комменсалом, т.е. использует "хозяина" в качестве удобной опоры, но серьезного вреда ему не наносит. Со временем они могут сформировать два тесно переплетенных, равных по размеру дерева. Отдаленно похожие пары можно иногда встретить и в средней полосе Европы, например, березу и ель. Даже если с возрастом между деревьями возникает конкуренция, исход ее непредсказуем. Более того, один и тот же вид может выступать как "хозяином", так и "иждивенцем". Я встречал, например, как кордию (Cordia africana), растущую на сикоморе, так и, наоборот, сикомору на кордии. Никаких специальных приспособлений для паразитизма у них нет. Шансы равны.
После столь пространного биологического отступления я хотел бы заключить, что, по моему мнению, именно с жизненной формой сикоморы и связаны особенности конкретного дерева и его древесины. Самостоятельная, одиноко растущая сикомора спокойна и уверена в себе. Дерево, выросшее поверх другого, обладает большим энергетическим "напором" и склонно к потреблению энергии. Наконец, дерево, поверх которого растет какой-то другой фикус, отличается свойством, которое с некоторой натяжкой можно было бы назвать великодушием, щедростью сильного существа, готового делиться своей силой. Соответствующими свойствами обладает и древесина этих деревьев. При правильном выборе и должном применении ее использование представляется мне весьма перспективным.
Знаете ли вы, что…
В плодах сикоморы нет семян. Вместо них там находятся тычинки, то есть плод сикоморы — это цветы! Когда-то их тычинки опыляли специальные осы, жившие внутри плодов. Но почему-то эти осы пропали, и деревья остались «девственными», не способными к размножению семенами. Поэтому сикоморы размножают исключительно отростками.
Ссылки: